Что такое память. Виды памяти

В психологии очень часто говорится о человеческой памяти и даже выделяется несколько ее видов. Зрительная, слуховая и осязательная, сенсорная, кратковременная, долговременная и многие другие виды памяти, которые имеют самые различные классификации. Каждый из них имеет свои важность для человека, а также способы эффективного развития. Однако в данной статье речь пойдет только об одном виде, которым является образная память. Это очень интересный вид, который может удивлять многих, так как он является довольно нетипичным. У каждого человека присутствует образная память, и она играет очень важную роль. Если вы хотите узнать, что это за роль, а также какие у этой памяти имеются особенности, как она появляется и как ее можно развивать, то эта статья для вас. Образная память - это очень интересная тема для изучения, которая позволит вам лучше понять, как работает ваш мозг.

Что это такое?

Сперва необходимо разобраться, что представляет собой данный вид памяти. Образная память - это тип памяти, в результате которого человек запоминает информацию не в текстовом виде, а в виде образов. Чаще всего это какие-либо картины, изображения и другие подобные воспоминания, которые у вас в голове отображаются не словами при помощи вашего внутреннего голоса, а изображением. Именно поэтому данный вид памяти является очень интересным, потому что образы невозможно измерять, как слова, соответственно, данный вид памяти является гораздо более необычным, чем стандартная память, которой пользуется каждый человек ежедневно. Что ж, теперь вы понимаете, что образная память - это вид памяти, при котором вспоминание происходит при помощи образов, то есть некоторых изображений, которые остаются в вашем мозгу.

Что она вам дает?

Многие люди сразу же начинают задумываться о том, что же дает образная память, потому что им кажется, что словесная информация является гораздо более важной. Однако это далеко не так, и сейчас вы поймете, почему. Дело в том, что у человеческого мозга имеется два полушария, каждое из которых отвечает за свой собственный тип восприятия. Левое полушарие отвечает за обработку и запоминание словесной информации, которая многими людьми считается единственной важной, а правое - за запоминание образов, которые эти слова и описывают. Но зачем нужны эти образы в памяти, если вполне детально все могут описать исключительно слова? Все не так просто, как может показаться, и ярчайшим примером являются многие дети нынешнего поколения. Дело в том, что настоящий век называется информационным не просто так: из огромного количества источников люди получают невероятные объемы информации. Сайты в интернете, реклама в общественном транспорте, везде вы получаете информацию, которой насыщается левое полушарие вашего мозга, но правое полушарие при этом не получает соответствующих данных, то есть образов, которые оно могло бы обрабатывать и использовать в совокупности с данными левого полушария. В результате получается серьезный дисбаланс, из-за которого учащаются дефекты внимания и рассеянность, которые чаще всего проявляются у маленьких детей. Чтобы этого избежать, необходимо развивать правое полушарие, и для этого существует далеко не одна методика. Образная память очень важна, и именно поэтому в данной статье будет рассказано о том, как именно ее можно развивать.

Как развивать образную память?

Как уже было сказано ранее, существует далеко не одна методика. Образная память развивается довольно легко и без особых усилий, потому что процесс запоминания образов является естественным для человека. Образы и текстовая информация составляют в целом отличную память, которой должен обладать каждый человек, но если ваш мозг будет переполнен данными без прикрепленных к ним образов, то вы можете легко путаться в этих данных, поэтому все объемы вашей памяти будут фактически бесполезны. Соответственно, развивать образную память нужно обязательно, и чем раньше вы это поймете, тем лучше. Лучше всего развивается образная память у детей, так как именно у них она изначально развита очень хорошо. Просто со временем люди начинают больше опираться на текстовую, а не на образную информацию, поэтому постепенно теряют силу этого вида памяти.

Образное мышление, образная память - это то, что необходимо развивать каждому человеку, а делать это следует с помощью задействования в получении информации всех органов чувств и, соответственно, источников информации. Итак, среднестатистический человек просто читает текст или слушает его, он оседает в его голове и, вполне возможно, забывается очень быстро, даже если это важная информация. Почему? Все дело в том, что у него нет якоря, который позволил бы ему закрепиться. Запоминание чисто текстовой информации в школе и университете называется зубрежкой - вы просто запоминаете слова в определенном порядке, чтобы их воспроизвести в том же порядке. Но помните ли вы хоть что-то из того, что зубрили в школе? Вряд ли.

Но если же используются образы, которые получается путем прикрепления к текстовой информации определенных данных, таких как изображения, звуки, запахи и так далее, то вы гораздо проще сможете запоминать. Соответственно, все, что вам нужно делать, - это постоянно задействовать все органы чувств и стараться контролировать процесс запоминания, чтобы вы запоминали не только текст, но и образы, связанные с ним.

Особенности образной памяти

У образной памяти имеются некоторые особенности, о которых вам стоит знать. Дело в том, что в большинстве случаев она является временной и образы сохраняются примерно в течение суток. Естественно, если вам конкретная информация нужна, то вы можете сохранить ее в собственном мозгу надолго, однако, чтобы ваш мозг не переполнялся образами, он сам очищает себя от того, к чему не посылаются запросы более 24 часов. Также оказывается, что эта память действует на бессознательном уровне, то есть большая часть образов записывается в вашем мозгу, когда она попадает в поле вашего зрения. Именно поэтому многие люди считают, что такой вид памяти - это зрительная образная память. Но справедливости ради стоит отметить, что образы бывают и звуковыми, и осязательными, и обонятельными, хоть и встречаются они гораздо реже.

Если же вернуться к длительности хранения информации образной памяти, то здесь выявляется еще одна характеристика: чем больше образ хранится в вашем мозгу, тем бледнее он становится и, соответственно, тем сложнее вам вспоминать его в деталях.

Угасание образов

Что это такое, невозможно продемонстрировать наглядно. Образная память является абстрактным понятием, и все процессы происходят у вас в мозгу, однако вполне можно описать, что же это такое. Итак, представьте себе, что вы едете в общественном транспорте днем. Вернувшись домой, вы вспоминаете, что видели женщину в синем пальто, она сидела рядом с вами. В этот момент вы можете вспомнить и другие детали, такие как цвет ее волос, черты ее лица, аксессуары, которые она носила, и так далее. Но если вы не будете думать о ней хотя бы день, то на следующий день вы уж с трудом будете вспоминать те детали, которые вам вчера казались очевидными. Что уж говорить о том, что случится через неделю или месяц. Образная память отличается тем, что образы, которые хранятся в мозгу, со временем становятся бледными, нечеткими. Они являются неустойчивыми и могут быть фрагментарными. Например, через месяц вы забудете, что было надето на девушке в принципе, но в вашем мозгу отпечатаются сережки, которые она носила тогда. Ну и конечно же, стоит отметить, что каждый образ может обманчиво меняться с течением времени и через месяц вам может показаться, что девушка была в зеленом пальто, хотя на самом деле она была в синем. Это объясняется тем, что человеческому сознанию проще создать что-то новое взамен утраченного элемента образа, чем тратить энергию на то, чтобы вспомнить этот элемент.

Когда появляется образное восприятие?

Развитие образной памяти - это то, о чем стоит задуматься каждому человеку. И как уже было сказано ранее, сделать это стоит как можно скорее. Однако когда именно у человека появляется образное восприятие и, соответственно, образная память? Вы можете удивиться, но образная память человека появляется только в полтора-два года, то есть довольно поздно. Именно тогда мозг ребенка начинает воспринимать явления окружающего мира не просто как явления, а как информацию, которую можно записать. Именно тогда у него в мозгу с огромной скоростью начинают накапливаться понятия, которые сопровождаются образами, в результате чего и формируется память. Тогда же ребенок получает возможность самостоятельно строить логические цепочки, связывая понятие с образом.

Почему же развивать образную память нужно с раннего детства? Многие родители полагают, что это излишний процесс и ребенку нужно концентрироваться на конкретных понятиях, а не на абстрактных образах. Однако это большая ошибка, потому что образную память зачастую называют фундаментом всех процессов запоминания. Без нее процесс запоминания не будет полным, а если она слабо развита, то и память у человека будет очень плохой. Соответственно, развитие образного мышления - это один из важных шагов на пути становления полноценной личности, которая сможет функционировать в современном мире.

Виды образной памяти

Психологи зачастую выделяют определенные виды данной памяти, с которыми вам также стоит ознакомиться. Естественно, как вы, вероятнее всего, догадывались, наиболее известной является зрительная память, потому что именно зрительные образы занимают наибольший объем памяти, они являются самыми детальными, и именно на них вы чаще всего опираетесь, когда пытаетесь вспомнить что-либо. Но также существуют и другие виды, которые не менее важны, хоть и используются немного реже. К видам образной памяти относятся слуховая, осязательная, вкусовая и обонятельная, то есть те, которые соответствуют определенному органу чувств. Соответственно, все звуковые образы, которые имеются у вас в голове, то есть песня, которую вы услышали в метро, или слоган, который донесся до ваших ушей из громкоговорителя, относятся к слуховой образной памяти. То же самое касается и других видов памяти, о которых было сказано выше.

Фотографическая память

Как вы уже узнали, к образной памяти относится любая память, связанная с органами чувств, так как вся подобная информация поступает не в форме конкретных данных, а в форме абстрактных образов. Но при этом отдельно хотелось бы выделить фотографическую память, о которой слышал, вероятнее всего, каждый человек.

Фотографическая память представляет собой подвид зрительной образной памяти, но отличается своей невероятной и несвойственной большинству людей детальностью и полным отсутствием бледности и наличием четкости. Что это значит? Представьте себе, как работает образная память, это было описано выше. Вы смотрите на объект, и ваш мозг делает «снимок» этого объекта, записывая его в мозгу. Но этот снимок изначально нечеткий, и вы вряд ли сможете рассмотреть на нем все детали, чтобы их воспроизвести. Если же вы обладаете фотографической памятью, то ваш мозг может делать идеальные снимки, которые вы можете хранить в течение длительного времени совершенно без потерь в качестве. Естественно, каждому человеку хотелось бы обладать фотографической памятью, однако с учетом того, что многие родители не стремятся развивать образную память у детей, а также сами не развивают свою собственную память, это понятие воспринимается теперь скорее как феномен, чем как что-то, к чему можно стремиться и чего можно добиться. Но в действительности это не так, и вы можете самостоятельно изменить порядок сложившихся вещей.

Тренировки

Вы можете самостоятельно воздействовать на то, насколько развитой является ваша образная память, даже если в детстве ваши родители не уделяли этому особого внимания. Для этого вам необходимо ежедневно проводить тренировки, которые позволят вам лучше запоминать образы. Как это делать? Вам необходимо запоминать различные образы, а затем воспроизводить их. Упражнения могут быть самыми разнообразными. Например, это может быть ряд картинок, на которые вам нужно посмотреть и запомнить именно образы, а не пытаться придумать словесные ассоциации. Затем вам необходимо воспроизвести порядок этих образов. Также вы можете запоминать картинку, а затем пытаться воспроизвести как можно больше деталей. Существует большое количество разнообразных игр, включающих в себя запоминание образов, так что это также может вам помочь, и фотографическая память вскоре может вам казаться уже вовсе не недостижимым феноменом.

Теперь, когда вы знаете об образной памяти все, вы можете начинать тренировки. А напоследок для вас приготовлен один интересный факт. Как и органы чувств обостряют свое действие при утрате функциональности одного из них (слепые люди гораздо лучше слышат и чувствуют запахи), образная память компенсирует нехватку информации, замещая ее другими образами.

1. Простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы:

1) восприятие,

2) ощущение,

3) память,

4) внимание.

2. Специализированное органическое устройство, расположенное на поверхности тела или внутри него и предназначенное для восприятия различных по своей природе раздражителей (физических, химических, механических и т.д.), и их преобразование в нервный электрический импульс:

1) анализатор,

3) рефлекс,

4) рецептор.

3. Продолжительное, более или менее полное лишение человека сенсорных впечатлений:

1) сенсорная депривация

2) сенсорная адаптация,

3) сенсорное нарушение,

4) сенсорное привыкание.

4. Совокупность афферентных и эфферентных нервных структур, участвующих в восприятии, переработке и реагировании на раздражители:

1) анализатор,

3) рефлекс,

4) рецептор.

5. Изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя:

1) сенсорная изоляция,

2) сенсорная адаптация,

3) сенсорное нарушение,

4) сенсорное привыкание.

6. Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное различие ощущений:

3) разностный порог,

7. Максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение:

1) верхний абсолютный порог чувствительности,

2) нижний абсолютный порог чувствительности,

3) разностный порог,

8. Отражение в сознании человека предметов или явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств:

1) восприятие,

2) ощущение,

3) память,

4) внимание

9. Свойство воспринимать объекты и видеть их относительно постоянными по величине, форме и цвету в изменяющихся физических условиях восприятия:

1) точность восприятия,

2) осмысленность восприятия,

3) константность восприятия,

4) целостность восприятия.

Тема 6. Психология памяти.

1. Процесс запоминания, сохранения, воспроизведения и последующего забывания информации:

2) внимание

3) ощущение

4) восприятие

2. Объем хранящейся информации в кратковременной памяти:

2) неограничен,

3) предел неизвестен,

4) в среднем 10.

3. Генетически первичной считается память:

1) двигательная,

2) образная,

3) эмоциональная,

4) вербальная.

4. К видам образной памяти из ниже перечисленных относятся:

1) зрительная;

2) эмоциональная;

3) словесно-логическая;

4) двигательная.

5. По отношению к остальным видам памяти у человека ведущей является память:

1) двигательная

2) словестно-логическая

3) образная

4) эмоциональная

6. Ультракратковременная память также называется:

1) рабочей

2) сенсорной

3) оперативной

4) моторной

7. Вид памяти, при котором прежде всего сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства, известен как память:

1) наглядно – образная,

2) феноменальная,

3) эмоциональная,

4) словесно – логическая.

Тема 7. Психология мышления.

1. Общие и существенные признаки, связи и отношения предметов и явлений отражает:

1) ощущение,

2) восприятие,

3) память,

4) мышление.

2. С мыслительной деятельностью, памятью, речью и осознанием положения тела в пространстве особенно тесно связаны такие зоны коры головного мозга, как:

1) сенсорные,

2) моторные,

3) ассоциативные,

4) гностические.

3. К основным видам мышления относятся:

1) анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация и категоризация;

2) наглядно-действенное; наглядно-образное; словесно-логическое; абстрактно-логическое;

3) понятия, суждения, умозаключения;

4) индукция и дедукция.

Тема 8. Общение и речь.

1. Система неречевых символов, знаков, жестов, используемая представителями данной культуры для коммуникации:

1) невербальный язык

2) вербальный язык

3) письменная речь

4) устная речь

2. Вербальные и невербальные сообщения, которые человек намеренно посылает в ответ на сообщения другого:

1) обратная связь

2) общение

3) принятие

4) соглашение

3. Внутренняя речь представляет собой:

1) разговор, в котором участвует не менее двух собеседников;

2) речь, лишенную звукового оформления и протекающую с использованием языковых значений, но вне коммуникативной функции;

3) речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли;

4) систему используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи ин­формации.

4. Риторика - это наука:

1) об ораторском искусстве;

2) о почерке с точки зрения отражения в нем индивидуально-психических особенностей пишущего;

3) о языке как объективной, исторически сложившейся системе кодов;

4) о детерминантных процессах речи и их восприятии структурами соответствующих языков.

Тема 9. Деятельность.

1. To, ради чего совершается действие, является

1) мотивом

2) образом

3) потребностью

2. 0предмеченная потребность переходит в новый «статус», а именно в:

1) предвосхищение

2) гомеостаз

3.Нужда в чем-либо называется

1) мотивом

Квазимотивом

Потребностью

Квазипотребностью

4.Способ выполнения действий называется

1) деятельностью

2) квазидействием

3) под действием

4) операцией

5. Потребность в исследовании незнакомых явлений называется:

1) коммуникационной

2) познавательной

3) поисковой

4) мотивационной

6. Вся совокупность действий, вызванных к жизни одним и тем же мотивом, составляет

1) деятельность

2) операцию

7. Представление о будущем желаемом результате и является

2) значением

3) символом

8.Отношения результата деятельности к ее мотиву отражаются

1) эмоциями

Значениями

4) потребностями

9. Навык и умение - это примеры развитых тренировками

2) действий

3) вторичных автоматизмом

4) деятельностей

10. «Встреча» психологической потребности с объектом внешней среды, удовлетворяющим эту потребность, называется

1) зоной ближайшего развития

2) опредмечиванием

3) подражанием

4) кризисом

Тема 10. Воображение.

1. Творческая деятельность, основанная на создании новых образов, называется:

1) восприятием,

2) мышлением,

3) воображением,

4) вниманием

2. Согласно Дж. Гилфорду, творческое мышление нельзя назвать:

1) пластичным,

2) подвижным,

3) оригинальным,

4) репродуктивным

3. «Склеивание» различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей называется:

1) гиперболизацией,

2) схематизацией,

3) типизацией,

4) агглютинацией.

4. Увеличение или уменьшение предмета, изменение количества частей предмета или их смещение известно как:

1) гиперболизация,

2) схематизация,

3) типизация,

Известно, что каждое наше переживание, впечатление или движение составляют известный след, который может сохраняться достаточно длительное время, и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатление (запись), сохранение и последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений, навыков.

Таким образом, память — это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Все закрепление знаний и навыков относится к работе памяти. Соответственно этому перед психологической наукой стоит ряд сложных проблем. Она ставит перед собой задачу изучения того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала.

Изучение памяти было одним из первых разделов психологической науки, где был применен экспериментальный метод : были сделаны попытки измерить изучаемые процессы и описать законы, которым они подчиняются. Еще в 80-х годах прошлого столетия немецкий психолог Г. Эббингауз предложил прием, с помощью которого, как он считал, было возможно изучить законы чистой памяти, независимые от деятельности мышления — это заучивание бессмысленных слогов, в результате он вывел основные кривые заучивания (запоминания) материала. Классические исследования Г. Эббингауза сопровождались работами немецкого психиатра Э. Крепелина, применившего эти приемы к анализу того, как протекает запоминание у больных с психическими изменениями, и немецкого психолога Г. Э. Мюллера, чье фундаментальное исследование посвящено основным законам закрепления и воспроизведения следов памяти у человека.

С развитием объективного исследования поведения животного область изучения памяти была существенно расширена. В конце XIX и в начале XX вв. появились исследования известного американского психолога Торндайка, который впервые сделал предметом изучения формирование навыков у животного, применяя для этой цели анализ того, как животное обучалось находить свой путь в лабиринте и как оно постепенно закрепляло полученные навыки. В первом десятилетии XX в. исследования этих процессов приобрели новую научную форму. И. П. Павловым был предложен метод изучения условных рефлексов . Были описаны условия, при которых возникают и удерживаются новые условные связи и которые влияют на это удержание. Учение о высшей нервной деятельности и ее основных законах стало в дальнейшем основным источником наших знаний о физиологических механизмах памяти, а выработка и сохранение навыков и процесса “учения” у животных составили основное содержание американской науки о поведении. Все эти исследования ограничивались изучением наиболее элементарных процессов памяти.

Заслуга первого систематического изучения высших форм памяти у детей принадлежит выдающемуся отечественному психологу Л. С. Выготскому, который в конце 20-х гг. впервые приступил к исследованию вопроса о развитии высших форм памяти и вместе со своими учениками показал, что высшие формы памяти являются сложной формой психической деятельности, социальной по своему происхождению, проследив основные этапы развития наиболее сложного опосредованного запоминания. Исследования А. А. Смирнова и П. И. Зинченко, раскрывших новые и существенные законы памяти как осмысленной человеческой деятельности, установили зависимость запоминания от поставленной задачи и выделили основные приемы запоминания сложного материала.

И лишь за последние 40 лет положение дел существенно изменилось. Появились исследования, которые показывали, что запечатление, сохранение и воспроизведение следов связаны с глубокими биохимическими изменениями, в частности с модификацией РНК, и что следы памяти можно переносить гуморальным, биохимическим путем .

Наконец, появились исследования, пытающиеся выделить области мозга, необходимые для сохранения следов, и неврологические механизмы, лежащие в основе запоминания и забывания. Все это сделало раздел о психологии и психофизиологии памяти одним из наиболее богатых в психологической науке. Многие из перечисленных теорий и в настоящее время существуют на уровне гипотез, однако ясно одно, что память — это сложнейший психический процесс, состоящий из разных уровней, разных систем и включающий работу множества механизмов.

В качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти выступает зависимость ее характеристик от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению.

При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями:
  • по характеру психической активности , преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;
  • по характеру целей деятельности — на непроизвольную и произвольную;
  • по продолжительности закрепления и сохранения материалов (в связи с его ролью и местом в деятельности) — на кратковременную, долговременную и оперативную.

Непосредственный отпечаток сенсорной информации . Эта система удерживает довольно точную и полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Длительность сохранения картины очень невелика — 0,1-0,5 с.

  1. Похлопайте 4 пальцами по своей руке. Проследите за непосредственными ощущениями, за тем, как они исчезают, так что сначала у вас еще сохраняется реальное ощущение похлопывания, а затем — лишь воспоминание о том, что оно было.
  2. Поводите карандаш или просто палец взад и вперед перед глазами, глядя прямо перед собой. Обратите внимание на расплывчатый образ, следующий за движущимся предметом.
  3. Закройте глаза, затем откройте их на мгновение и закройте снова. Последите за тем, как увиденная вами четкая, ясная картина сохраняется некоторое время, а затем медленно исчезает.

Кратковременная память

Кратковременная память удерживает материал иного типа, нежели непосредственный отпечаток сенсорной информации. В данном случае удерживаемая информация представляет собой не полное отображение событий, которые произошли на сенсорном уровне, а непосредственную интерпретацию этих событий. Например, если при вас произнесли какую-то фразу, вы запомните не столько составляющие ее звуки, сколько слова. Обычно запоминается 5-6 последних единиц из предъявленного материала. Сделав сознательное усилие, вновь и вновь повторяя материал, можно удерживать его в кратковременной памяти на неопределенно долгое время.

Долговременная память.

Существует явное и убедительное различие между памятью о только что случившемся событии и событиях далекого прошлого. Долговременная память — наиболее важная и наиболее сложная из систем памяти. Емкость первых названных систем памяти очень ограничена: первая состоит несколько десятых секунд, вторая — несколько единиц хранения. Однако какие-то границы объема долговременной памяти все же существуют, так как мозг является конечным устройством. Он состоит из 10 млрд нейронов и каждый способен удерживать существенное количество информации. Причем оно настолько велико, что практически можно считать, что емкость памяти человеческого мозга не ограничена. Все, что удерживается на протяжении более чем нескольких минут, должно находиться в системе долговременной памяти.

Главный источник трудностей, связанных с долговременной памятью, — это проблема поиска информации. Количество информации, содержащейся в памяти, очень велико, и поэтому сопряжено с серьезными трудностями. Тем не менее, отыскать необходимое удается быстро.

Оперативная память

Понятием оперативная память обозначают мнемические процессы, обслуживающие актуальные действия, операции. Такая память рассчитана на сохранение информации, с последующим забыванием соответствующей информации. Срок хранения такого вида памяти зависит от задачи и может варьироваться от нескольких минут до нескольких дней. Когда мы выполняем какое-либо сложное действие, например арифметическое, то осуществляем его по частям, кускам. При этом мы удерживаем “в уме” некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока имеем с ними дело. По мере продвижения к конечному результату конкретный “отработанный” материал может забываться.

Двигательная память

Двигательная память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Встречаются люди с ярко выраженным преобладанием этого вида памяти над другими ее видами. Один психолог признавался, что он совершенно не в состоянии воспроизвести в памяти музыкальную пьесу, а недавно услышанную оперу может воспроизвести лишь как пантомиму. Другие же люди, наоборот, вообще не замечают у себя двигательной памяти. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия. Обычно признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека, сноровка в труде, “золотые руки”.

Эмоциональная память

Эмоциональная память — память на чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности. Эмоциональная память имеет весьма важное значение для жизнедеятельности человека. Чувства, пережитые и сохраненные в памяти, проявляются в виде сигналов, которые либо побуждают к действию, либо удерживают от действия, вызвавшего в прошлом отрицательное переживание. Эмпатия — способность сочувствовать, сопереживать другому человеку, герою книги основана на эмоциональной памяти.

Образная память

Образная память — память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Если зрительная и слуховая память, как правило, хорошо развиты, и играют ведущую роль в жизненной ориентировке всех нормальных людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами. Как и соответствующие ощущения, эти виды памяти особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности, достигая поразительно высокого уровня в условиях компенсации или замещения недостающих видов памяти, например, у слепых, глухих и т.д.

Словесно-логическая память

Содержанием словесно-логической память являются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. Поскольку мысли могут быть воплощены в различную языковую форму, то воспроизведение их можно ориентировать на передачу либо только основного смысла материала, либо его буквального словесного оформления. Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием.

Произвольная и непроизвольная память

Существует, однако, и такое деление памяти на виды, которое прямо связано с особенностями самой актуально выполняемой деятельности. Так в зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную . Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, называется непроизвольной памятью, в случаях, когда это целенаправленный процесс, говорят о произвольной памяти. В последнем случае процессы запоминания и воспроизведения выступают как специальные мнемические действия.

Непроизвольная и произвольная память вместе с тем представляют собой 2 последовательные ступени развития памяти. Каждый из опыта знает, какое огромное место в нашей жизни занимает непроизвольная память, на основе которой без специальных мнемических намерений и усилий формируется основная и по объему, и по жизненному значению часть нашего опыта. Однако в деятельности человека нередко возникает необходимость руководить своей памятью. В этих условиях важную роль играет произвольная память, дающая возможность преднамеренно заучить или припомнить то, что необходимо.

Понятие «сила нервной системы» означает

а) свойство нервной системы, определяющее скорость, с которой происходит смена одного нервного процес¬са другим;

б) свойство нервной системы, характеризующееся преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения;

г) свойство нервной системы, характеризующееся преобладанием процессов торможения над процессами возбуждения.

Характером называется

а) индивидуально своеобразная, природно обусловленная совокупность черт психики;

б) социальное качество индивида, приобретаемое в процессе воспитания и самовоспитания;

в) индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обуславливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях;

г) совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность человека и относительно независимых от ситуации.

Акцентуацией характера называют

а) черты характера, ведущие к патологии личности;

б) крайние варианты нормы как результат усиления отдельных черт характера;

в) отсутствие стержневой объединяющей основы в характере;

г) наиболее яркие выпуклые его черты.

Свойство темперамента, которое обуславливает высокую частоту реакций, внезапность, прерывность, мелкость, дробность, подчеркнутость, интенсивность, как бы акцентированность в движениях, действиях речи, высокую частоту пространственных перемещений, обозначается как

а) сангвинический темперамент

б) сенситивный изотонический ритм

в) меланхолический темперамент

г) мобилитивный изотонический ритм

Свойство темперамента, характеризующееся широким полем восприятия, сильным контактом с воспринимаемыми стимулами, автоматической, спонтанной реакцией, обозначается как

а) конформность;

б) экстраверсия;

в) агентивный тип восприятия;

г) каутивный тип восприятия.

Специальными способностями называются те, которые связаны с

а) условиями ведущих форм человеческой деятельности (общий интеллект, креативность);

б) психофизиологическими основами;

в) настойчивостью и личностными качествами в освоении той или иной деятельности;

г) отдельными деятельностями (музыкальные, литературные, математические и т.д.).

Природной основой развития способностей являются

а) психологические особенности;

б) задатки;

в) строение головного мозга;

г) тип темперамента.

Задатки определяются как

а) склонность к определенным видам деятельности;

б) врожденные, физиологические особенности человека, которые служат основой развития способностей;

в) способности в своем неразвитом виде;

г) мотивы, определяющие выбор того или иного вида деятельности.

Для астенического типа характерно

а) тревожность, нерешительность, быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессии;

б) склонность к резкой смене настроения в зависимости от внешней ситуации;

в) отгороженность, замкнутость, трудности в установлении контактов;

г) выраженная тенденция к вытеснению неприятных для субъекта фактов и событий, привлечению внимания к себе, чрезмерной эмоциональностью.

Термин «подвижность нервной системы» определяется как

а) свойство нервной системы, характеризующееся преобладанием процессов торможения над процессами возбуждения;

б) свойство нервной системы, определяющее скорость, с которой происходит смена одного нервного процесса другим;

в) свойство нервной системы, определяющее работоспособность клеток коры, их выносливость;

г) свойство нервной системы, характеризующееся преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.

Теория Шелдона относится к ___________ теориям темперамента

а) поведенческим

б) гуморальным

в) конституционным

г) динамическим

По Айзенку к интровертам относятся люди с такими типами темперамента как…..

а) сангвиник

б) флегматик

в) меланхолик

г) холерик

Способности, которые определяют успехи человека в различных видах деятельности, относятся к …

а) специальным

б) профессиональным

г) интеллектуальным

По Юнгу, свойство темперамента, проявляющееся в направленности человека на внешний мир, это –

а) импульсивность

б) реактивность

в) интровертированность

г) экстравертированность

Человек, отличающийся малым разнообразием эмоциональных переживаний, но их большой силой и длительностью, называется …

а) меланхолик

б) холерик

в) флегматик

г) сангвиник

Понятие «интроверсия» означает: «ориентация на …»

г) других

Самостоятельная работа № 5

Для подготовки к полусеместровой и итоговой аттестации решить тесты

а) Бехтерев В.М.;

б) Павлов И.П.;

в) Сеченов И.М.;

г) Вундт В.

Любой фактор, воздействующий на организм и способный вызвать в нем какую-либо реакцию, называется

а) афферентом;

б) условием;

в) потоком энергии;

г) раздражителем.

Нижним абсолютным порогом ощущений называется

а) способность к различаю двух раздражителей;

б) минимально возможная для данного раздражителя величина;

в) величина раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение;

г) минимальная сила раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение.

Ощущение при неизменной силе действующего раздражителя как правило

а) способствует порождению иллюзий;

б) остается неизменным;

в) имеет тенденцию к возрастанию;

г) имеет тенденцию к угасанию.

Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется

а) взаимодействием ощущений;

б) синестезией;

в) адаптацией;

г) сенсибилизацией

Соответствие возникшего ощущения особенностям раздражителя называется

а) точностью ощущений;

б) тонкостью ощущений;

в) модальностью ощущений;

г) качеством ощущений

Возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора называется

а) синестезией;

б) ассоциативным сдвигом;

в) адаптацией;

г) взаимодействием анализаторов.

Продолжительное, более или менее полное лишение человека сенсорных впечатлений называется

а) монотонией;

б) сенсорной изоляцией;

в) информационным вакуумом;

г) сенсорной адаптацией.

Повышение чувствительности под влиянием действия раздражителя называется

а) апперцепцией

б) сенсибилизацией

в) способностями

г) константностью

Эмпирический психофизиологический закон Вебера-Фехнер, заключается в том, что интенсивность ощущения пропорциональна……интенсивности стимула

б) логарифму

в) экспоненте

г) квадрату

Основной психофизиологический закон Вебера-Фехнера гласит:

При возрастании силы раздражителя в ___________________ прогрессии интенсивность ощущения увеличивается в _________________________ прогрессии

Восстановите соответствие.

В левой колонке даётся название свойств восприятия ощущений, в правой – их определения. Ваша задача – соединить стрелками каждое из названий свойства восприятия и соответствующее этим свойствам определение.

Название свойства восприятия

Определение свойства восприятия

1. Полнота восприятия

А. количество объектов, которое может воспринять человек в течение одной фиксации

2. Объём восприятия

Б. степень соответствия возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта

3. Константность восприятия

В. сенсорная, мысленная достройка совокупности некоторых воспринимаемых элементов объекта до его целостного образа

4. Целостность восприятия

Г. свойство воспринимать объекты и видеть их относительно постоянными по величине, форме и цвету в изменяющихся физических условиях восприятия

5. Предметность восприятия

Д. отнесённость наглядного образа восприятия к определенным предметам внешнего мира

Восприятие:

Процессы восприятия – это….. процессы

а) эмоциональные;

б) мнемические;

в) перцептивные;

г) интеллектуальные

Явление ложного или искажённого восприятия называется

а) иллюзией

б) перцепцией

в) ошибкой

г) апперцепцией

Восприятие формы предметов обычно осуществляется с помощью ______ анализатора

а) осязательного, температурного, вкусового;

б) слухового, вестибулярного, осязательного;

в) зрительного, тактильного, кинестезического;

г) слухового, вестибулярного, обонятельного.

Отражение в сознании изменений положения, которое объекты занимают в пространстве, есть

а) восприятие времени;

б) аккомодация;

в) стереоскопический эффект;

г) восприятие движения.

Механизм обеспечения константности восприятия является

а) индивидуальным;

б) врожденным;

в) приобретенным;

г) групповым.

Количество объектов, которое может воспринять человек в течение одной фиксации, называется

а) диапазоном;

б) полнотой;

в) обобщенностью;

г) объемом.

Целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств, называется….

а) воображением

б) восприятием

в) мышлением

г) ощущением

Обобщенная картина мира (предметов, явлений), складывающаяся в результате переработки информации о нем, поступающей через органы чувств, называется стояниях

а) понятием;

б) абстракцией;

в) отражением;

г) образом.

Относительная независимость воспринимаемых характеристик объектов называется …

а) синестезией

б) константностью

в) сенсорной адаптацией

г) сенсибилизацией

Относительное постоянство свойств предметов при изменении условий их восприятия, это –

а) предметность

б) константность

в) целостность

г) структурность

Память.

К видам образной памяти из ниже перечисленных относятся

а) зрительная;

б) эмоциональная;

в) словесно-логическая;

г) двигательная.

По отношению к остальным видам памяти, у человека ведущей является память

а) двигательная

б) словестно-логическая

в) образная

г) эмоциональная

По сравнению с завершенными действиями незавершенные воспроизводятся

а) лучше на 50%

б) лучше на 100 %

в) хуже на 50 %

г) хуже на 100 %

Ультракратковременная память также называется

а) рабочей

б) сенсорной

в) оперативной

г) моторной

Расположите в правильной последовательности (согласно закону регрессии) стадии восстановления памяти: 1) восстановление знаний и умственных навыков; 2) памяти на чувства; 3) памяти на недавние события; 4) телесных навыков

Выберите наиболее точный вариант ответа. К основным положениям теории Н.А.Бернштейна относятся принципы 1) многоуровневого построения движений, 2) активности, 3) рефлек­торного кольца, 4) пофазного формирования навыка, 5) повторения без повторения

в) 1,2, 3,4, 5

Законы образования ассоциаций были открыты

а) А.Г. Эббингаузом

б) Фрейдом

в) Платоном

г) Аристотелем

Сточки зрения бихевиоризма фактором, влияющим на запоминание, является

    положительное и отрицательное подкрепление

    наказание

    положительное подкрепление

    поощрение

Непроизвольное запоминание всегда характеризуется 1)продуктивностью, 2) изобретательностью, 3) эффективностью, 4) спонтанностью

Выберите наиболее правильный ответ. Память различается по 1) быстроте запоминания; 2) объему запоминаемого; 3) прочности или длительности; 4) точности.

Процесс, обеспечивающий закрепление воспринимаемой информации и материала в памяти, называется

а) запоминанием

б) сохранением

в) удержанием

г) эйдетизмом

В серии экспериментов П.И. Зинченко было установлено, что запоминание фоновых раздражителей выше всего

а) у взрослых

б) у старших школьников

в) у дошкольников

г) у младших школьников

Мышление.

Основными операциями эмпирического мышления являются

а) суждения и умозаключения

б) анализ и синтез

в) индукция и дедукция

г) сравнение и классификация

По функциям различают виды мышления

б) вербальное, наглядное

в) дискурсивное, интуитивное

г) творческое, критическое

К основным видам мышления относятся

а) анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация и категоризация;

б) наглядно-действенное; наглядно-образное; словесно-логическое; абстрактно-логическое;

в) понятия, суждения, умозаключения;

г) индукция и дедукция.

По средствам мышления различают виды мышления

а) репродуктивное, продуктивное

б) вербальное, наглядное

в) интуитивное, рациональное

г) дискурсивное, интуитивное

Мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников, представляет собой

а) наглядно-действенное мышление

б) продуктивное мышление;

в) наглядно-образное мышление;

г) репродуктивное мышление.

По степени новизны и оригинальности различают виды мышления

а) интуитивное, рациональное;

б) теоретическое, практическое;

в) репродуктивное, продуктивное;

г) дискурсивное, интуитивное.

Теория поэтапного формирования умственных действий разработана

а) А.Н.Леонтьевым;

б) Л.С.Выготским;

в) П.Я.Гальпериным;

г) С.Л.Рубинштейном.

Выведение из одного или нескольких суждений нового суждения, представляет собой

а) рефлексию

б) новое суждение

в) понятие

г) умозаключение

Коэффициент интеллектуальности есть

а) количественный показатель, указывающий на общий уровень развития мышления индивида

б) характеристика, показывающая степень отдаленности (близости) мышления от патологических его проявлений

в) качественный показатель знаний, умений и умственных действий

г) относительно устойчивая структура способностей по переработке разнокачественной информации

Наглядно-образное мышление - вид мышления

а) характеризующийся опорой на представления и образы

б) опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними

в) осуществляемый с помощью логических операций с понятиями

г) основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных

Самостоятельность мышления

а) умение увидеть и поставить новый вопрос, а затем решить его собственными силами;

б) способность изменять аспекты рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношений;

в) умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знаний и практики;

г) умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия.

Ассоциативная теория мышления сводит содержание мысли к

а) поведению во внутреннем плане», отличающемуся от внешнего поведения лишь большей свернутостью и сокращенностью;

б) процессу, который формируется в общественных условиях жизни, проявляется сначала как развернутая предметная деятельность;

в) простому сочетанию образов памяти;

Проблеме как особому виду интеллектуальных задач присущи следующие характеристики: 1) причина; 2) цель; 3) условия, в которых задается данная цель; 4) потребность в достижении цели; 5) отсутствие внешних условий, детерминирующих интеллектуальный процесс; 6) недостаточность стандартных средств решения, вытекающих непосредственно из условий

Быстрота мышления понимается как

а) скорость протекания мыслительных процессов;

б) минимальное число упражнений, необходимых для обобщения принципа решения;

в) число логических ходов (рассуждений), посредством которых усваивается новая закономерность;

г) способность изменять аспекты рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношений.

В структуре психики речь относится к психическим

а) состояниям;

б) процессам;

в) образованиям;

г) свойствам.

Понятие представляет собой

в) опосредованное и обобщенное знание о предмете, основанное на раскрытии его более или менее существенных объективных связей и отношений;

г)воспринятое человеком значение какого-либо явления, предмета, знака.

Правильность речи - это

а) богатство языковых средств, их разнообразие;

б) ее соответствие литературной норме;

в) ее доступность, ориентированность на ее восприятие адресатом;

г) представленность в ней наилучших языковых средств, обусловленных целью высказывания, для передачи информации.

Из перечисленного; 1) последовательность, доказательность и связность мысли; 2) эмоциональный контакт говорящих; 3) грамматически правильнее оформление; 4) выразительность голосовых средств для монологической речи характерны

Из перечисленного: 1) последовательность, доказательность и связность мысли; 2) эмоциональный контакт говорящих; 3) выразительность голосовых средств - для диалогической речи характерны

Из перечисленных видов речи: 1) внутренняя; 2) жаргон; 3) устная; 4) внешняя; 5) письменная; 6) монологическая: 7) диалогическую; 8) интонация - выделяют ее основные виды

Внимание.

Количество объектов, на которые внимание распространяется при одновременном их восприятии, является составной частью такого качества внимания как

б) распределение;

в) активность;

г) направленность

Свойство внимания, проявляющееся в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание – это

а) устойчивость;

б) переключаемость;

в) распределение;

г) сосредоточенность.

Состоянием, противоположным устойчивости внимания, является его

а) распределение;

б) отвлекаемость;

в) переключаемость;

г) рассеянность.

Вид внимания, который обязательно включает волевую регуляцию, - это внимание

а) произвольное;

б) социально обусловленное;

в) природное;

г) опосредованное.

Если ребенка привлекают яркие, блестящие или движущие предметы, громкие звуки, то внимание носит характер

а) непосредственный;

б) непроизвольный;

в) природный;

г) социально обусловленный

Степень или интенсивность сосредоточенности внимания называется …

а) устойчивость

б) произвольность

в) концентрация

г) распределение

Самостоятельная работа № 6: тема «Психология малой группы»

    Сплочение – это формирование особого типа связей, которые позволяют формальную структуру, задаваемую извне превратить в:

а) группу встреч; в) общение;

б) психологическую общность; г) корпорацию.

    К факторам сплочения в малой группе относятся следующие пять показателей: 1) эмоциональная привлекательность членов группы; 2) конформизм; 3) сходство членов группы между собой; 4) мотивация сотрудничества; 5) мотивация антагонизма; 6) общие цели; 7) удовлетворенность каждого члена группы групповой деятельностью:

а) 1,2,3,4,6 в) 1,3,4,6,7

б) 1,2,3,5,6 г) 1,4,5,6,7

    Коллективизм – это приоритет интересов группы над …. интересами.

    Осознание расхождения в мнениях с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении, это:

а) внушение; в) фасилитация;

б) подражание; г) конформность.

    Бесструктурное скопление на короткий период людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания, называется:

а) толпой; в) аудиторией;

б) массой; г) группой.

    Избирательное реагирование члена группы на воздействие группы и принятие мнений, соответствующих групповым целям − это:

а) ценностно-ориентационное единство;

б) эмоциональная идентификация;

в) коллективистическое самоопределение личности;

г) сходство функционально-ролевых ожиданий.

    Группа, объединенная только внутренними целями, не выходящая за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп, называется:

а) корпорацией; в) кооперацией;

б) ассоциацией; г) диффузной группой.

    Увеличение сплоченности группы приводит, как правило, к:

а) стремлению членов группы уменьшить свой личный вклад в совместную деятельность;

б) желание ослабить влияние группы и перейти в другую;

в) уменьшению влияния группы на ее членов;

г) усилению влияния группы на ее членов;

    Положение человека в обществе, установленное в терминах прав и обязанностей, называют:

а) социальная установка; в) общественный престиж;

б) общественная позиция; г) социальный статус;

    Процесс группового развития результатом, которого является дифференциация групповой структуры, её совершенствование, за счёт личной инициативы участников, называется:

а) социализация в) групповая динамика;

б) лидерство; г) конформизм.

    Повышение скорости и продуктивности деятельности вследствие актуализации в сознании образа другого человека, выступающего или соперником или наблюдателем,

а) фантазия; в) фасилитация;

б) каузальная интеграция; г) идеализация.

    Реальная социальная общность, в которой отсутствует сплочённость и ценностно-ориентационное единство, называется:

а) корпорация; в) диффузная группа;

б) неформальная группа; г) толпа.

    Динамический аспект статуса, выражение своих прав и обязанностей в соответствии с социальными ожиданиями.

а) роль; в) престиж;

б) позиция; г) вознаграждение;

    Изменение поведения или убеждений индивида в результате реального или воображаемого давления группы характеризуется как феномен…

а) конформизма в) уступчивости

б) конфликтности г) одобрения

    Формальной называется группа,…

а) фактически не существующая

б) созданная в рамках официально признанных организаций

в) складывающаяся сама по себе

г) наиболее значимая для человека

    Понятие первичной группы было впервые введено…..

а) Ч. Осгудом в) Г. Олпортом

б) Дж. Морено г) Ч. Кули

    К признакам малой группы не относятся:

а) наличие двух и более людей в) восприятие и понимание людьми друг друга

б) осуществление непрерывных контактов г) наличие общей цели

    Особое качество группы, высший уровень ее развития обозначается термином:

а) кооперация; в) корпорация;

б) коллектив; г) ассоциация.

    Группа, с которой ребенок соотносит себя и чьи нормы, ценности являются эталонными для его поведения и самооценки, называется:

а) неформальной в) референтной

б) антиреферентной г) статической

    Индивидуальный вклад в совместную деятельность при увеличении числа участников:

а) остается неизменным; в) резко возрастает;

б) пропорционально увеличивается; г) пропорционально уменьшается.

    Сущность метода социометрии сводится к выявлению:

а) социальных качеств членов группы; в) системы симпатий – антипатий;

б) ценностных ориентацией членов группы; г) системы внешних связей группы.

    Социометрия – это метод, позволяющий изучать…… членов группы, а также ……., которое занимает каждый член в группе.

    Социометрическая структура малой группы – это совокупность ….. позиций членов группы в системе межгрупповых межличностных предпочтений.

    Социометрическая структура группы имеет следующие четыре характеристики: 1) статус; 2) взаимность; 3) конформизм; 4) фасилитация; 5) устойчивые межгрупповые предпочтения; 6) система отвержений:

а) 1,3,4,6; в) 1,2,5,6;

б) 1,2,3,4; г) 2,4,5,6.

    Групповой фаворитизм – это механизм межгруппового восприятия, заключающийся в тенденции …. собственной группе и ее членам при сравнении с другими сопоставимыми с ней группами.

    Индивидуализм – это позиция человека, при которой он принимает решения и действует в соответствии с …. целями, предпочитая их целям ……

    Социометрическая процедура впервые предложена:

а) Коломенским Я.Л.; в) Морено Дж;

б) Парыгиным Б.Д.; г) Олпортом Г..

    Метод социометрии позволяет выявить …

а) статус человека в группе в) мотивы межличностных выборов

б) групповые противоречия г) социальные нормы

    Лидер – это тот, кто лучше других:

а) относится к остальным членам группы; в) знает историю группы;

б) осознает критерии общности группы; г) выполняет общегрупповые нормы.

    Социальная власть – это система взаиморасположений членов группы в зависимости от их способностей оказывать …… в группе.

    Социальная власть в группе реализуется через … и……

    Процесс, посредством которого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой группу, называется:

а) руководством; в) управлением;

б) доминированием; г) лидерством.

    Референтный тип социальной власти в группе:

а) основан на отношениях симпатии и эмоционального предпочтения лидера;

б) базируется на превосходстве лидера;

в) реализуется через принуждение;

г) основан на вознаграждении лидером других членов группы.

    Конструктивный вид влияния при условии, что мы ясно и открыто сформулировал и партнеру цель нашего воздействия, называется…

а) внушением в) убеждением

б) заражением г) принуждением

    Ожидание выполнение норм и способов поведения, которые установлены в группе, называется:

а) экспектация; в) референтность;

б) лидерство; г) конформность.

В качестве наиболее общего основания для выделения раз­личных видов памяти выступает зависимость ее характеристик от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизве­дению. При этом отдельные виды памяти вычленяются в соот­ветствии с тремя основными критериями (рис. 1.4):

1) по характеру пси­хической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;

2) по характеру целей деятельности - на непроиз­вольную и произвольную;

3) по продолжительности закрепле­ния и сохранения материалов (в связи с его ролью и местом в деятельности) - на кратковременную, долговременную и опе­ративную. .

Классификация видов памяти по характеру психической активности была впервые предложена П. П. Блонским. Хотя все четыре выделенные им вида памя­ти (двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая) не существу­ют независимо друг от друга, и более того, находятся в тесном взаимодействии, Блонскому удалось определить различия между отдельными видами памяти. Рассмотрим характеристики этих четырех видов памяти.

Двигательная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Встречаются люди с ярко выраженным преобладанием этого вида памяти над другими ее видами. Огромное значение это­го вида памяти состоит в том, что она служит основой для фор­мирования различных практических и трудовых навыков, рав­но как и навыков ходьбы, письма и т.д. Без памяти на движе­ния мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять со­ответствующие действия. Обычно признаком хорошей двига­тельной памяти является физическая ловкость человека, сно­ровка в труде.

Двигательная память у ребенка возникает очень рано. Ее первые проявления относятся к первому месяцу жизни. Первоначально она выражается только в дви­гательных условных рефлексах, вырабатывающихся у детей уже в это время. В дальнейшем запоминание и воспроизведение движений начинают принимать сознательный характер, тесно связываясь с процессами мышления, воли и др. Осо­бо следует отметить, что к концу первого года жизни двигательная память дости­гает у ребенка такого уровня развития, который необходим для усвоения речи.

Развитие памяти происходит и в более позднее время. Так, двигательная память у детей дошкольного возраста до­стигает уровня развития, позволяющего уже выполнять тонко координированные действия, связанные с овладением письменной речью. Поэтому на разных ступе­нях развития проявления двигательной памяти качественно неоднородны. .

Эмоциональная память - память на чувства. Эмоции всег­да сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потреб­ности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Эмоциональная память имеет поэтому очень важное значение в жизни и деятельности каждого че­ловека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства высту­пают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрица­тельные переживания.

Первые проявления памяти у ребенка наблюдаются к концу первого полугода жизни. В это время ребенок может радоваться или плакать при одном лишь виде того, что раньше доставляло ему удовольствие или страдание. Однако начальные проявления эмоциональной памяти существенно отличаются от более поздних. Это отличие заключается в том, что если на ранних этапах развития ребенка эмо­циональная память носит условно-рефлекторный характер, то на более высоких ступенях развития эмоциональная память является сознательной.

Образная память - память на представления, картины при­роды и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизненной ориентировке всех нормальных людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными вида­ми. Как и соответствующие ощущения, эти виды памяти осо­бенно интенсивно развиваются в связи со специфическими ус­ловиями деятельности, достигая поразительно высокого уровня в условиях компенсации или замещения недостающих видов памяти, например, у слепых, глухих и т.д.

Образная память начинает проявляться у детей примерно в то же время, что и представления, т. е. в полтора-два года.

Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в про­цессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, раз­говора с друзьями.

Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях: а) за­поминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохра­нение подлинных выражений не требуется; б) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей (заучивание мыслей). Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное за­учивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием.

Оба этих вида памяти могут не совпадать друг с другом. Например, есть люди которые хорошо запоминают смысл прочитанного, но не всегда могут точно и прочно заучить материал наизусть, и люди, которые легко заучивают наизусть, не могут воспроизвести текст «своими словами».

Развитие обоих видов словесно-логической памяти также происходит не параллельно друг другу. Заучивание наизусть у детей протекает иногда с большей легкостью, чем у взрослых. В то же время в запоминании смысла взрослые, наоборот, имеют значительные преимущества перед детьми. Это объясняется тем, что при запоминании смысла прежде всего запоминается то, что является наиболее существенным, наиболее значимым. В этом случае очевидно, что выделение существенного в материале зависит от понимания материала, поэтому взрослые легче чем дети, запоминают смысл. И наоборот, дети легко могут запомнить детали, но гораздо хуже запоминают смысл.

Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. Поскольку мысли могут быть воплощены в различную языко­вую форму, то воспроизведение их можно ориентировать на передачу либо только основного смысла материала, либо его буквального словесного оформления. Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то бук­вальное заучивание его оказывается уже не логическим, а меха­ническим запоминанием.

В словесно-логической памяти главная роль принадлежит второй сигнальной системе. Словесно-логическая память - специфически человеческая память в отличие от двигатель­ной, эмоциональной и образной, которые в простейших фор­мах свойственны и животным. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится веду­щей по отношению к ним, и от ее развития зависит развитие всех других видов памяти. Словесно-логической памяти при­надлежит основная роль в усвоении знаний детьми в про­цессе обучения.

Существует, однако, и такое деление памяти на виды, кото­рое прямо связано с особенностями самой актуально выполня­емой деятельности. Так, в зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, называется непроизвольной па­мятью, в случаях, когда это целенаправленный процесс, гово­рят о произвольной памяти.

Непроизвольная и произвольная память вместе с тем пред­ставляют собой две последовательные ступени развития памя­ти. Каждый из опыта знает, какое огромное место в нашей жизни занимает непроизвольная память, на основе которой без специальных мнемических намерений и усилий форми­руется основная и по объему, и по жизненному значению часть нашего опыта.

Однако в деятельности человека неред­ко возникает необходимость руководить своей памятью. В этих условиях важную роль играет произвольная память дающая возможность преднамеренно заучить или припомнить то, что необходимо.

Для того, чтобы тот или иной материал закрепился в памяти, он должен быть соответствующим образом переработан субъектом. Такая переработка требует определенного времени, которое называют временем консолидации следов Субъективно этот процесс переживается как отзвук только что происшедшего события: на какое-то мгновение мы как бы продолжаем видеть, слышать и т.д., что уже непосредст­венно не воспринимаем (стоит перед глазами, звучит в ушах и т.д.). Эти процессы неустойчивы и обратимы, но они на­столько специфичны и их роль в функционировании меха­низмов накопления опыта столь значительна, что их рассмат­ривают в качестве особого вида запоминания, сохранения и воспроизведения информации, который получил название кратковременной памяти. В отличие от долговременной па­мяти, для которой характерно длительное сохранение мате­риала после многократного его повторения и воспроизведе­ния, кратковременная память характеризуется очень крат­ким сохранением.

Понятием оперативная память обозначают мнемические про­цессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые че­ловеком актуальные действия, операции. Когда мы выполняем какое-либо сложное действие, например арифметическое, то осу­ществляем его по частям, кускам. При этом мы удерживаем «в уме» некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока имеем с ними дело. По мере продвижения к конечному резуль­тату конкретный «отработанный» материал может забываться Аналогичное явление мы наблюдаем при выполнении любого более или менее сложного действия. Куски материала, которы­ми оперирует человек, могут быть различными (ребенок начи­нает читать со складывания букв). Объем этих кусков, так на­зываемых оперативных единиц памяти, существенно влияет на успешность выполнения той или иной деятельности. Этим определяется значение формирования оптимальных оперативных единиц. .

Критерии, принятые нами за основание деления памяти на виды, связанные с различными сторонами человеческой дея­тельности, выступают в ней не порознь, а в органическом единстве (рис. 1.5).

Индивидуальные различия в па­мяти людей могут быть двух видов: с одной стороны, память разных людей отли­чается преобладанием той или иной модальности - зрительной, слуховой, двигательной; с другой стороны, па­мять различных людей может отли­чаться и по уровню своей организа­ции. Человек с наглядно-образным ти­пом памяти особенно хорошо запо­минает наглядные образы, цвет пред­метов, звуки, лица и т. п. Так, В. А. Моцарт, запоминал сложнейшие музыкальные произведения после одного прослушивания.

При словесно-логическом типе па­мяти лучше запоминается словесный, нередко абстрактный материал: поня­тия, формулы и т. п. Например, А. С. Пушкин мог прочесть наизусть длинное стихотворение, написан­ное другим автором, после двукратного его прочтения.

При эмоциональном типе памя­ти прежде всего сохраняются и вос­производятся пережитые человеком чувства.

Литература

  1. Возрастнаяи педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Сост. И. В. Дубро­вина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 368 с.
  2. Возрастнаяпсихология: Детство, отрочество, юность: Хре­стоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 624 с.
  3. Возрастные и индивидуальные различия памяти / Под ред. А. А. Смирнова. - М.: Просвещение, 1967. - 300 с.
  4. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие к курсу «Психология человека». - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 276 с.
  5. Зинченко П. И.. Непроизвольное запоминание. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - С. 173.
  6. Истомина З. М. К вопросу о развитии произвольной памяти у детей дошкольного возраста // Психология дошкольника: Хрестоматия: Для студ. сред. пед. учеб. заведений; Сост. Г. А. Урунтаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 408 с.
  7. Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.- М.: Просвещение, 1980. - 352 с.
  8. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. - М.: Изд-во УРАО, 1997. - 176 с.
  9. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов выс­ших учебных заведений. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 464 с.
  10. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. - СПб.: Питер, 2004. - 320 с. (Серия «Мастера психологии»).
  11. Люблинская А. А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. - М.: Просвещение, 1971. - 415 с.
  12. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2004. - 583 с. (Серия «Учебник нового века»).
  13. Мухина В. С. Психология дошкольника. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов и учащихся пед. училищ / Под ред. Л. А. Венгера. - М.: Просвещение, 1975. - 239 с.
  14. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 456 с.
  15. Немов Р. С. Психология : Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.
  16. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн. 2: Психология образования. - 608 с.
  17. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное пси­хологическое исследование с элементами математической ста­тистики. - 640 с.
  18. Общая психология . (Учеб. пособие для студен­тов пед. ин-тов) / Под ред. В. В. Богословского и др. - М.: Просвещение, 1973. - 351 с.
  19. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / А. В. Петровский, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко и др.; Под ред. А. В. Петровского. - М.: Просвещение, 1986. - 464 с.
  20. Общая психология: Курс лекций для первой ступени пе­дагогического образования / Сост. Е. И. Рогов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 448 с.
  21. Павлов И. П. Полн. собр. соч., т. III, кн. 2. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1951. - С. 325.
  22. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб, заведе­ний. – М.: Издательский центр «Ака­демия», 2002. – 512 с.
  23. Психология для студентов вузов / Под общей редакцией проф. Е. И. Рогова. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – 560 с.
  24. Психологияи педагогика: Учебное пособие для вузов / Составитель и ответственный редактор А. А. Радугин; Научный редактор Е. А. Кротков. – М.: Центр, 2003. – 256 с.
  25. Психология развития / Под ред. Т. Д. Марцинковской. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - С. 206- 207.
  26. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. I. - М.: Педагогика, 1989. - 448 с.
  27. Руководство практического психолога: Готовность к школе: развивающие программы / Под ред. И. В. Дубро­виной. - М., Издательский центр «Акаде­мия», 1997. - 128 с.
  28. Сапогова Е. Е. Психология развития человека. -- М.: Аспект-пресс, 2001. - С. 269-273.
  29. Столяренко Л. Д. Основы психологии (Серия «Учебники, учебные пособия»). - Ростов н/Д- Феникс, 2001. - 672 с.
  30. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 304 с.
  31. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Из­дательский центр «Академия», 1999.- 336 с.
  32. Черемошкина Л. В. Как лучше запомнить все то, что узнал // Энциклопедия воспитания и развития дошкольника. - Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001. - С.140- 166.
  33. Эльконин Д. Б. Детская психология. - М.: Учпедгиз, 1960. - 328 с.