Рустам Минниханов: "Сабантуй это праздник дружбы для всех народов". «Национальный праздник "Сабантуй" Бег в мешке, с яйцом и в гору

Иногда при виде шумной веселой толпы люди говорят: «настоящий сабантуй»! Почему же они так говорят? И что такое сабантуй? Вот и Василий Теркин, главный герой поэмы Александра Твардовского, пытался это выяснить у своих друзей-солдат:
— А кому из вас известно, что такое сабантуй?
— Сабантуй — какой-то праздник? Или что там сабантуй?
— Сабантуй бывает разный, А не знаешь — не толкуй.

Сабантуй — это действительно праздник, народный весенний праздник у татар и башкир, посвященный окончанию весенних полевых работ. Его еще иногда называют праздником плуга (сабан на татарском языке — плуг и туй — праздник).

Сабантуй тесно связан с трудом. После удачного сева хлеборобы устраивают себе отдых, собираются вместе и отмечают окончание одних работ и начало других. В этом празднике сплетается многое: и радость от удачного труда, и надежда на хороший урожай, и общение с расцветающей природой, удальство джигитов и мудрость старых аксакалов.

Подготовка сабантуя начинается задолго до самого праздника. В былые времена девушки собирались вечерами на посиделки и рукодельничали: вязали, вышивали, шили.

Перед сабантуем выделялись сборщики подарков, которые на подводах объезжали дома, в первую очередь те, где были невесты. Оттуда сборщики выносили красивые расшитые полотенца, платки, домотканые ковры-паласы. Разноцветные легкие подарки привязывали к длинным шестам, а большие вещи укладывали на телеги, и, окруженная шумной веселой толпой, процессия с шутками и смехом обходила аул, создавая у всех праздничное настроение.

Веселые сабантуи проводятся и сейчас. Для празднества выбирается широкий майдан, чаще всего это большое поле, где подготавливают площадки для соревнований. С утра со всей округи на майдан стекаются празднично одетые люди. Они несут и везут с собой вкусную еду, кумыс, медовку и рассаживаются группами в облюбованных местах: в тени деревьев или на солнечных полянках.

Торжество длится целый день, но главное в сабантуе — состязания. Здесь молодые джигиты показывают свою удаль, силу и ловкость. Сабантуя не бывает без борьбы и скачек. Каждая национальная борьба имеет свои особенности. В башкирской, например, противники обвивают друг друга кушаками и пытаются, притянув противника к себе, перебросить его через голову. Зрители, конечно, «болеют» каждый за своего участника, подают советы, подзадоривают, делают замечания. За победу борцам вручают подарки.

Особенно интересны потешные игры. Сядут, скажем, двое на перекладину и начинают лупить друг друга мешками, набитыми травой. Кто не увернется от удара -падает. А так как ноги у них связаны под перекладиной, то неудачливый игрок повисает вниз головой.

Или наполняют таз кислым молоком, а на дно бросят монету, ее надо достать губами. А можно испытать удачу, взобравшись по намазанному салом шесту, на верху которого привязан самый настоящий живой петух. Кто долезет до верха, тому он и достанется.

Вот такой он веселый, этот праздник сабантуй!

И снова очередной отчет с очередного события. И снова без фотоаппарата но с фотографиями. И конечно же тонкости еды на массовых мероприятиях (возвращение рубрики "Хозяйке на заметку")

Вообще у этой вылазки было две цели: первая - собственно сам праздник, вторая - посмотреть как обеспечивается сотовая связь когда "ну оооочень много народу"

Вот они - блогеры О-бурга (конечно не все, но одни из самых-самых)

Виталя koyrakh после прохождения рамки-пищалки: очень серьезен)

Мачта. Нет, не мачта связи. С флагом


А что это там такое летит?

Да ведь это Пегас! Но без крыльев... Вероятно новая модель

А на земле вполне земные лошадки.

И не только лошадки


Кстати охраняли мероприятие серьезно. Даже слишком.

Но поговорим о связи. Вообще на празднике было несколько мобильных станций сотовой связи. Про остальных операторов я промолчу т.к. их симок у меня не было и качество не смог оценить (Смогла оценить Наталья Русинова rusnatali - если она захочет то путь поделится в коментах)))))

Вот так выглядит сам "пепелац"

Фордовская Газелька с телескопической мачтой на которой установлены антены.

Нужна она для того что бы уже имеющаяся сотовая сеть/инфраструктура не "задохнулась" от внезапного наплыва большого числа абонентов (ведь обычно тут их мало - в поле находимся)

Сотрудник компании пообещал что кроме обычной сотовой связи будет и весьма нормальный 3G интернет.


И не соврал - 90% постов которые я отправлял в режиме он-лайн на Фэйсбук - как раз делались с телефона который показывал что 3G есть.

А что же с остальными 10%? А остальные 10% я также отправлял через Мегафон, только пользуясь бесплатным Wi-Fi которые они раздавали недалеко от своей палатки (15 Mbit кстати - и тоже реализованный через мобильную станцию)
Был еще один Мегафоновский Ви-фи - 60 Мбит - для журналистов в прессцентре. Я его тоже затестил. Ну что вам сказать - практически как домашнее кабельное подключение - очень круто/быстро.

Вообщем послушав о технических особенностях станции блогеры разбежались по всему полю - пофоткать, ну и некоторые (например я) оценить/посмотреть везде-ли сигнал/скорость нормальные

Самоварчики ждут гостей


Cкорость передачи данных 1,5 - 1,7 Мбит (методика замера проста: пользовался не синтетическим тестом - а просто качал реальный фаил из "облака")

Куриные крылья... тоже ждут (А может не куриные? может это крылья того самого Пегаса из начала этой записи?)))))


скорость Инета та же - ибо рядышком.

Шашлыки-машлыки

Хозяйке на заметку: Если вы приезжаете на массовые мероприятия то советую вам покупать есть шашлык когда нет наплыва гостей - т.к. потом у торгующих/готовящих начинаются "гонки" и шашлык который вам подадут будет, скорее всего, пережаренным снаружи и сырым внутри. Если же попали именно в наплыв посетителей - лучше купите плов

Растибулки


Тут скорость 1,2-1,3 Мбит.

В "едовых" рядах (где-то посередине)


Скорость около мегабита

Прохожу к дальней точке праздника - к выставке техники


скорость 400-500 кБит
Вообщем можно сделать вывод - Мегафоновская мобильная станция сотовой связи - вещь! Короткие посты с праздника выкладывались быстро без тормозов. И это гуд!

Что же еще было на празднике?
Много всяческой живности

Вся эта живность конечно же очень привлекала детей (и нет только) для потискать/погладить/просто посмотреть. А значит это праздник не только для взрослых - детям то же было интересно.

А вообще, как и любой другой праздник, Сабантуй в первую очередь - праздник живота
Сказочный плов

Еда.

Еды было много

Разной-вкусной

Национальной

Оригинальной

и "классической"

На любой вкус!

Еще было всякое народное творчество/поделки:

Истоки празднования сабантуя уходят в глубокую (древность и связаны с аграрным культом. Об этом свидетельствует его название: сабан означает "яровые", или в другом значении, - "плуг", а туй - "свадьба", "торжество". Таким образом, смысл слова сабантуй - торжество в честь сева яровых. Первоначальная цель обряда, очевидно, заключалась в задабривании духов плодородия с тем, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю в новом году. С изменением хозяйственного уклада жизни магические обряды теряли смысл, но многие из них продолжали бытовать уже как народные увеселения и праздники. Так случилось и с сабантуем. В XIX веке сабантуй был уже просто веселым народным праздником, который знаменовал начало очень сложных, трудоемких сельскохозяйственных работ. Только в отдельных местах сохранились пережиточные обряды, указывающие на первоначальную связь сабантуя с магией.

Сабантуя празднуется по следующим этапам: 1) приготовление каши для детей из продуктов, собранных ими у населения (дэрэ боткасы); 2) сбор детьми крашеных яиц; 3) сбор яиц юношами верхом на лошадях и угощение после него (атлы сврзн); 4) сбор ряжеными (мужчинами) яиц (жэяуле сорэн) - последнее не всегда и не везде; 5) сбор подарков для сабантуя (юношами верхом на лошадях); 6) майдан - состязания; 7) вечерние молодежные игрища.

САБАНТУЙ - ПРАЗДНИК ТРУДА, НАДЕЖДЫ И ДРУЖБЫ

Сабантуй - это первый летний праздник, праздник плуга и полевых работ. Проходит он между двумя важными полевыми работами - посевом и сенокосом

Сабантуй - это кипение жизни, которое захватывает в свой водоворот каждого.

Сабантуй - это возвращение к своим истокам, возвращение в свою родную среду.

Когда мы видим наши полные энергии танцы, слышим родные напевы, мы испытываем гордость за наш народ, сумевший, несмотря на невзгоды, сохранить традиции, в которых воплощено то, чем испокон веков дорожили татары - это вдохновенный труд, радость созидания, глубокое чувcтво солидарности. (Р.С. Акчурин)

Сабантуй - праздник не только весны, но и праздник надежды. Он проводился на наших землях даже в самые тяжкие времена. Даже в послевоенные годы, когда люди жили трудно и бедно, Сабантуй отмечался всегда. В эти дни люди раскрепощались от повседневных тягот и забот, они отдыхали сердцем и душой, в них раскрывались прекрасные таланты, пробуждалась надежда на будущее. (Р.М. Смаков)

Сабантуй - не только название нашего популярнейшего народного праздника. Название уже давно переросло в понятие, в образ мироощущения, таковым оно, кстати, вошло и в сознание русского народа. Помните, начало бессмертной поэмы А. Твардовского "Василий Теркин"? Наш общий любимец - солдат, рассуждает о трех видах Сабантуя на войне - малом, среднем и главном (М.А. Гареев)

С незапамятных времен у татар было 2 праздника Сабантуй и Жыен. Со временем, будучи близки по содержанию они слились вместе, в один Сабантуй. Раньше праздник отмечали до начала весеннего сева, придерживались ряда обрядов аграрного культа и народных игр - борьбы, скачки на лошадях, разбивание горшков. Теперь -это уже национальный праздник татар, который устраивают обычно после окончания весенних полевых работ. Сабантуй - яркое выражение любви татар к кормилице земле и честному труду, после завершения которого не грех и повеселиться от души! В наши дни Сабантуй перестал быть замкнутым праздником, перейдя национальные границы, став тем самым праздником дружбы. В нем активно и охотно участвуют другие народы - удмурды, чуваши, русские. (Э.Р. Тенишев)

МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК САБАНТУЙ

В годовом календаре всех земледельческих народов самым ответственным этапом считаются сев и жатва. Так, у татарского народа есть большой праздник "Сабантуй" , что значит- праздник плуга. Проводится он по окончанию сева, потому что весенний сев считался самым подходящим моментом для приобщения подростков к самостоятельному труду. Как гласит татарская пословица "С начала труд, а почести придут потом". И действительно, на поле выходила мать, ближайшие родственники, чтобы посмотреть на чудо: сын, молодой человек, прокладывает самостоятельно первую борозду в своей жизни. Народы, проживавшие долгие годы рядом, не только не враждовали, но наоборот, происходила преемственность культур, обычаев, образа жизни.

Сабантуй насыщен умными, подвижными играми, соревнованиями. Да, "предков заветы не развеют ветры". На празднике было много "можно" из того, что Коран запрещал. Так, по мусульманским заветам, женщине нельзя было появляться в людных местах с мужчинами, а на сабантуй женщины приходили. Шариат требовал, чтобы невесту, и особенно жениха выбирали родители, а на сабантуе молодые люди сами знакомились, водили хороводы, влюблялись. Редко какой парень не вынашивал надежду понравиться девушке, показать ей, на что он способен. Как говорит народная мудрость: "Конь узнается лишь в упряжке санной, а богатырь - в схватке бранной". Присутствие девушек на сабантуе, а они не принимали участия в состязаниях, были только зрительницами, вдохновляло джигитов, делало их отважными. "Возможное - сделает каждый, невозможное - отважный". Мужчина, ставший джигитом аула, ездил и в другие деревни для состязаний. Его освобождали от тяжелого труда, берегли. В самой организации Сабантуя был заключен принцип: "Не обидеть, не оскорбить, не унизить ни одного человека. Никто не должен уйти с тяжелым сердцем, с обидой".

Есть у Сабантуя одна особенная черта. Его приближения ждал не только татарин, но и русский, чуваш, мариец. Сабантуй постепенно стал праздником межнациональным. На этот праздник татарин приглашал односельчанина любой национальности. Много дополнений внесли эти народы в празднованье Сабантуя. Воистину " средь полей ходить - землю познать, средь людей ходить - народ узнать". Для сабантуя - характерно поразительное единство зрителей и выступающих. Каждый из присутствующих в любой момент мог включиться в состязание, т.к. они были для всех знакомы, понятны, всеми единодушно принимались. Их мог придумать народ энергичный, добрый и жизнерадостный. Борьба - куряш на поясах, конные скачки многие другие, не менее увлекательные. Мы выбираем игры, исходя из наших возможностей, но не менее интересные. Хочется обратить ваше внимание и на то, что ушло, забылось…

Так призы, которые дарились победителям состязаний, готовились всю зиму. Готовили их только молодые женщины, которые вышли замуж, после последнего сабантуя. Вышивали бисером и нитками тюбетейки, кошельки, кисеты, шили рукавицы, камзолы. Они тоже по-своему состязались в рукоделии. Но самым почетным (именно почетным, а не дорогим)подарком считалось вышитое полотенце - тастымал. Его вешали в центре майдана на шест, дарили по окончанию сабантуя новоявленному батыру. Он уносил его прямо с шестом, сделав круг почета (обычно в финале празднества). Полотенце нашего Сабантуя мы также сегодня вручим батыру состязаний. Заканчивался праздник Сабантуй гулянием молодежи до утра. Водились хороводы, пелись песни, играли скрипки, мандолины, гармони…

Сейчас в Казани во время летнего солнцестояния проводится республиканский Сабантуй, который стал национальным праздником. Чудный праздник единения и веселья - сабантуй, живи и радуй людей. Какие бы обороты и скорости не набирала история, а ты остался, как твой крепкий, энергичный народ, богатый на творчество и мудрость. "Хоть брось его в грязь - алмаз всегда алмаз" - пословица говорит, как -будто специально о Сабантуе… Не забывайте, люди, традиций сабантуя, цените его солнечную энергию, уважайте национальную культуру народа, обогатившего нашу жизнь прекрасными обычаями и традициями.

Сабантуй

Трудно определить точное время возникновения Сабантуя. Ясно лишь, что он родился и развивался вместе с формированием татарского народа, в пору, когда его основной хозяйственной деятельностью было пашенное земледелие. Из праздника отдельной этнографической группы в ХХ веке Сабантуй превратился в общетатарский праздник, который отмечается повсюду, где живут татары.

Века отшлифовывали форму проведения Сабантуя. Он порождён народом и воплощает народную этику, вкусы народа, его давние традиции и его изобретательность. Изначально "негромкий" сельский праздник, стал ярким и масштабным празднеством. И это замечательно. Но вместе с тем усиливается опасность "размывания" особых красок народного праздника, его национального смысла.

Ещё в начале ХХ века на страницах татарских газет развернулась целая дискуссия: нужны ли татарам джиен и Сабантуй? Религиозные деятели, особенно традиционалисты-академисты говорили, что эти праздники ведут к распространению пьянства, и призывали ограничиться лишь сугубо религиозными обрядами. Но народ тогда не дал в обиду свой Сабантуй. Правда, в совесткое время Сабантуй объединили с джиеном, внесли в него элементы советской идеологии, но в основе своей Сабантуй выжил.

Сабантуй испокон веков отмечался как встреча весны. Радуясь наступлению мусульманского Нового года, его праздновали перед началом самой важной для земледельца работы -- сева яровых культур. Когда появлялись всходы, собирали джиен -- гостевой праздник. Существовала очерёдность: скажем, утром жители округи гостевали в одной деревне, после обеда -- в другой. Это для того, чтобы все в округе имели возможность побывать на состязаниях соседей. И вот в советское время весенний Сабантуй и летний джиен соединились. Я долго и тщетно искала документы, зафиксировавшие этот момент. Что это было: постановление обкома партии или что-то другое? Оказывается, всего лишь рекомендация обкома в виде газетной заметки: приурочить народный праздник Сабантуй и джиен ко Дню республики, который отмечался 25 июня. И этого оказалось достаточно. Так Сабантуй из самопроизводящего элемента культуры превратился в регулируемый. В Татарстане и сейчас объявляется единая дата проведения его для деревень, райцентров, затем -- дата для крупных городов, а также дата завершающего Сабантуя в столице Республики -- Казани.

Итак, мы довольно легко перешли на летний Сабантуй, утратив его суть как весеннего праздника. Если для большинства городских татар это прошло безболезненно, то сельские жители, мне кажется, потеряли очень многое. Ведь на селе встреча весны для тех, чья жизнь и работа связаны с землёй и природным циклом, Сабантуй -- средство бесценного общения, осмысления простой и великой истины: я -- не один.

У нас в деревнях испокон веков было принято: это одежда рабочая, а это одежда выходная. Во время экспедиции я как-то попала в семью передовой доярки. В то время был в моде кримплен, он только появился и был страшным дефицитом. И передовикам сельского хозяйства давали в награду отрезы. Доярка шила себе наряды сама. Она открыла шифоньер, показывая не без гордости: мол, посмотри, сколько у меня всего. А потом добавила с грустью: одеть некуда, свадеб мало, праздников нет, одна работа.

Мы утеряли ожидаемость праздника, подготовительный этап к нему. Один день увеселений не может дать такого удовлетворения. Раньше татары задолго готовились к Сабантую -- покупались продукты для праздничного стола, готовились подарки, продумывалось, что люди оденут. Человек обязательно примеривался: ага, вот он обязательно будет участвовать в скачках или в бегах, потому что у него это ловко получается. Не говоря уже о том, что выскабливался до идеальной чистоты весь дом и двор, и даже за воротами.

А непосредственно праздничные приготовления начинались с "карга боткасы" (или зэрэ боткасы -- грачиная каша). Праздник один, а названия в каждой местности разные. Это дарило людям гордость, ощущение того, что это -- своё. В этом и заключается народная психология.

Сначала дети шли по деревне и собирали крупу. Затем красили яйца. Целым событием был для них сам процесс окрашивания. Однажды мы проводили в одной из казанских школ в качестве эксперимента Навруз. Перед этим праздником тоже полагается красить яйца. Ученики принесли из дома по мешочку луковой шелухи. В каждом классе была электрическая плита. Вы бы видели восторг детей от самой процедуры! Одна девочка, чтобы не потерять в общей массе своё яйцо, обмотала его резиночкой с волос. Когда вынули яичко, оно оказалось с узором. Что тут началось: и другие девочки срочно стали искать хоть что-нибудь, чтобы выделить свои яйца. Вот где фантазия, творчество!

Крашеные яйца дети собирали и по домам. Обряд назывался йомырка коне (день яйца). Сам процесс сбора яиц будоражил всю деревню.

Во-первых, всех волновало, кто же первым зайдёт в твой дом. У татар говорят -- аягы жинел (буквально -- лёгкая нога). Человек лёгкой ноги принесёт в дом счастье, удачу, благополучие. Например, у чепецких татар на севере Удмуртии и в Кировской области специально приглашали какую-нибудь Марьям апа, у которой "лёгкая нога": зайди уж к нам, пожалуйста, пораньше. Там же в деревнях очень строго придерживались правила: если человек болеет или калека, то он вообще в этот день старался не выходить из дома. У кряшен если первым заходил ребёнок, его тут же сажали на подушку, которая лежала на пороге. Наблюдали: если ребенок не егозит -- выведут курочек, а если ребёнку не сидится, норовит встать поскорее -- уродятся петушки...

К сожалению, этот обряд, как и многие другие, утрачен в большинстве татарских деревень. В советское время работники народного образования, решив, что сбор крупы и яиц -- это побирательство, объявили ему войну.

В 1959 году я, только что закончив пединститут, попала по распределению в одну из мишарских деревень Пензенской области. В один из предпраздничных дней детишки принесли в школу яйца. Я с радостью захожу в учительскую и говорю: "йомарка коне!" Так вот, старшие коллеги отчитали меня как провинившуюся девчушку…

Между тем, в народных обрядах заложена большая воспитательная сила. Вот представьте: детвора собирается гурьбой для сбора крупы и яиц. В компании все смелые. Но обязательно выявляется лидер. Дети идут по деревне и скандируют шутки-прибаутки. В деревне Нижние Шуни (Вятско-Полянский район Кировской области) одна бабушка вспомнила такую закличку:

"Дэр-дэр, дэрэгэ,

Иртэн торып, берсе конгэ сорэнгэ

Сорэн суккан -- бай булган,

Тэмэке тарткан -- юк булган.

Хай-хай-хай, дилэр

Гали абзый бай, дилэр,

Берэр кашык май дилэр!

("Дарь-дарь, на дарю. Через день -- сорэнь. Кто участвует в сорэнь -- будет богатым, кто курит -- будет бедным. Хай-хай-хай, говорят, дядюшка Гали богатый, говорят, ложку масла дай, говорят").

Р. Мухаметзяновым записана такая закличка:

"Карга эйтэ: кар, кар

Туем житте, барр, барр,

Ярма, кукэй алып бар,

Сот маенны салып бар,

Эпэй, итен алып бар,

Барр, барр, барр"

("Ворона говорит: кар, кар, настало моё пиршество, приходи, приходи, крупу, яйца приноси, молока, масла приноси, хлеба, мяса приноси, приходи, приходи, приходи").

Дети высказывали в каждом доме разные пожелания, придуманные ими самими. Прозвучит удачный, остроумный стих -- значит, хозяин больше даст. А быть жадным в ауле было позором.

После детей выезжали верхом на лошадях собирать яйца юноши, тоже ватагой и с песнями. Обряд назывался "Сорэн сугу". Но хозяйки все покрашенные яйца уже раздали. Значит, парням достанутся уже только сырые. Яйца собирали в плетёную кошёлку. Когда миновали последний дом, самый ловкий выхватывал эту кошёлку и пускался вскачь от других. А вечером нередко устраивался мальчишник, на который собирались только те, кто начинал женихаться. Здесь боролись, плясали, пели.

Одна старенькая бабушка рассказала мне интересную историю. Во время "Сорэн сугу" девушке разрешалось преподнести понравившемуся юноше узелок с яйцами. Главная ценность этого узелка была в девичьем платочке. Девушка, таким образом, выражала свою симпатию. Понятно, юноша, получивший такой узелок, был на седьмом небе. Но вот один из джигитов, активно ухаживавший за местной красавицей, предательски переметнулся к другой. Красавица оказалась ещё и умницей: она просто принародно подарила джигиту узелок с яйцами, однако потом все увидели: сверху -- яйцо, а под ним камушки...

Сейчас во многих местах все хлопоты по подготовке к Сабантую переложили на плечи клубных работников, членов сельсовета, а ещё чаще буквально выбивают подарки у спонсоров. Но ведь народные традиции совершенно другие. В Заказанье, например, по домам ходили зрелые мужчины, ходили с шестом, а то и с двумя. К этому шесту и привешивали подаренные платки, ленты, чулки. Чем красивее полотенце, тем выше его привязывали на шесте. В Кукморском районе Татарстана подарки собирали пешие юноши. Их грудь украшали крест-накрест завязанные полотенца, к которым привязывали подарки. К концу обхода улиц эти юноши выглядели как нарядные ёлки. В начале 60-х годов я бывала в деревне "Зяй-Каратай" Лениногорского района Татарстана. Там юноши собирали будущие призы для Сабантуя верхом на лошадях. Самым ценным среди подарков был платок или полотенце, сотканное или вышитое молодушкой: по нему судили об её умении: "нинди булган кыз!" За самые щедрые (не обязательно дорогие) подарки благодарили публично. Умели благодарить, умели прилюдно похвалить!

И вот кульминация праздника -- майдан. Он длился один день. Место проведения каждый год меняли. Проводили Сабантуй в той части полей, где нынче были пары. Очень мудрое решение. Я с ужасом вспоминаю один случай в Бавлах в конце 60-х. Мне пришлось поездить по районам с предпраздничными совещаниями-консультациями. Уже яровые взошли. Так вот, в одном колхозе специально для конных скачек "вырезали" по ним в поле дорожку. Наверное, и сейчас такое встречается. Ведь в некоторых районах проводят Сабантуй с такой помпой! Устанавливают трибуны с флажками и фонарями, отдельную трибуну для почётных гостей и особый буфет для них. А ведь Сабантуй всегда был демократичным! Особая роль на праздничном майдане отводилась только аксакалам. Аксакал -- это уважаемый на селе человек, к слову которого прислушиваются. Сейчас, когда мы, выезжая в экспедиции, говорим об этом, нам отвечают: а их нет. Где взять мудрых непьющих стариков?! В былые времена они следили за порядком во время Сабантуя, за ними было последнее слово в выявлении батыра.

С какого момента на наших сабантуях стали пить? Ведь раньше никаких торговых точек на этом празднике вообще не было. Скачки прошли -- народ расходился по домам. Люди чай пили, а через часок вновь собирались на майдане. Продуктовые палатки -- это явление эпохи повальных дефицитов, когда негде было купить хороших конфет, пряников. Правда, во время джиена устраивали продажу: специально приезжали купцы, коробейники со своим товаром. Юноша мог девушке купить платок, ленту, орехи. Ароматный "кызыл билле пряник" каждая деревенская бабушка помнит. К этому дню каждый ребенок копил денежку…

Сегодняшний Сабантуй нередко выливается в погоню за ценными призами. Уж очень дорогие подарки! Когда это превращается в самоцель, когда на майдан выходят профессиональные спортсмены-разрядники, а человек, не имеющий разряда, уже не решается выйти на майдан, это не общенародный праздник, а спортивное мероприятие. Меняется сама природа праздника, он становится зрелищем для народа, а не праздником самого народа. А это вовсе не Сабантуй!

Конечно, появилось и много интересного. Некоторые состязания воспринимаются сегодня как традиционные, хотя появились они в ХХ веке. Например, бег в мешках, с коромыслом на плечах, с яйцом в ложке, лазание по шесту, борьба на бревне с мешками. Эти шуточные соревнования пришли к нам с русских ярмарок и из балаганов. А прижились именно потому, что преумножили возможности для участия людей в праздничном действии -- в частности, женщин. Были попытки внедрить в Сабантуй шахматы и шашки, но от них отказались. И, по-моему, правильно сделали: не стоит разбивать участников Сабантуя, ведь это -- общий, коллективный праздник.

И ещё: во всём должна быть мера. К примеру, отыскать монету в катыке, окунувшись в него лицом, может быть и весело, но и неприглядно. Я во многих регионах опросила стариков и они в один голос утверждают: это не народная традиция.

Народные традиции -- это завещанное нашими предками национальное богатство. А к заветам надо относиться бережно и с умом. Нет спора: время вносит в традиции свои веяния. Но их, эти веяния, надо тщательно и со знанием дела просеивать через народную психологию: она не ошибается. Ею порождён замечательный праздник Сабантуй, ей и быть его режиссёром.

Обычаи и праздники татар Р.К. Уразманова

На обширной территории от Тамбова -- на западе, до Омска -- на востоке и от Перми и Кирова -- на севере, до Астрахани -- на юге компактными группами проживают татары. Это второй по численности (по данным переписи 1989 г., около 7 млн. человек) и самый крупный из тюркских народов Российской Федерации. Татарский язык относится к кыпчакской группе тюркских языков. Традиционная религия татар -- ислам, за исключением небольшой группы татар, которые были обращены в православие в XVI--XVIII вв. Они так и называют себя: “кряшен” -- “крещеные”. Среди татарских праздников есть как религиозные (мусульманские), так и светские (нерелигиозные).

Татарский мужской и женский праздничный костюм

Праздник по случаю завершения поста (Ураза гаете)

Праздник начинался с проведения коллективной утренней молитвы -- Гает намазы, в которой принимало участие все мужское население, в том числе и мальчики. Когда позволяли погодные условия, такие богослужения проводили под открытым небом, недалеко от кладбищ; в непогоду -- в мечетях. Затем шли на кладбище, где каждый совершал намаз возле могил своих близких. Тем временем дома женщины готовили праздничное угощение. К завтраку приступали лишь по возвращении мужчин. В праздничные дни (Ураза гаете длился три дня) с поздравлениями обходили дома родственников, соседей.

Время кашу варить

“Карга боткасы” -- так называется этот обряд в татарских аулах. При появлении проталинок, освобождении от снега пригорков и холмов вокруг деревни почтенные старцы аулов -- аксакалы -- подсказывали детям, что наступило время кашу варить. Мальчики и девочки группами по нескольку человек обходили дома на своем конце деревни и собирали продукты. Одна хозяйка даст крупы -- пшена, полбы или гречки, другая -- яиц, третья -- масла. Для каши все сгодится! А чтоб хозяева были более щедрыми, дети нередко заранее готовили различные заклички, которые хором выкрикивали, подходя к дому. Затем, захватив с собой большой котел, немного дров, отправлялись на природу. Там под руководством одной-двух пожилых женщин из собранных продуктов готовили кашу для коллективного угощения. А после угощения начинались детские забавы, игры. С этого времени начиналась подготовка к празднику -- Сабантую.

Сбор крашеных яиц

Особого названия у этого обряда не было. Жителей деревни о таком дне оповещали заранее, чтобы хозяйки успели покрасить яйца. Красили их в отваре луковой шелухи. В зависимости от того, сколько шелухи клали, цвет яиц мог быть от золотисто-желтого до темно-коричневого. В отваре березовых листьев яйца получали различные оттенки зеленого цвета. Кроме того, пекли особые шарики из теста -- баурсак -- или мелкие булочки, крендели, покупали конфеты. С особым нетерпением ждали этот день дети. Матери из красных концов полотенец шили для них специальные мешочки для сбора яиц. Нередко дети ложились спать одетыми, обутыми, чтобы утром не терять время на одевание, под подушку клали полено, чтобы не проспать. Рано утром, чуть свет, мальчики и девочки в возрасте от трех до десяти лет начинали обход домов. Заходя в дом, ребенок произносил: “Пусть легкой будет моя нога (это пожелание благополучия в наступившем году!), пусть будет много кур и цыплят”. Если малыш не мог (не успел) это сказать, на помощь приходила хозяйка. Произнося эти слова, она сажала его на подушку и наблюдала. Если ребенок сидел спокойно, не егозил, то наседка выведет курочек, если наоборот, то будет много петухов. Получив угощение, поблагодарив хозяев, малыш спешил в другой дом. Таким образом обход продолжался часа два.

Что такое Сабантуй?

Как и соседние народы -- мордва, марийцы, удмурты, чуваши, русские, татары в основной массе своей были сельскими жителями и занимались земледелием, различными ремеслами, разводили домашний скот. Поэтому их народные праздники были связаны с циклом сельскохозяйственных работ. Особо ожидаемой была весна, которая радовала своим теплом, распускающейся зеленью. Да и время это особое. “Весенний день год кормит” -- говорит народная мудрость. Такое время встречали праздником, который назвали “Сабан туе” -- “свадьба плуга”, а возможно, “свадьба (торжество) яровых”, ведь слово “сабан” означает и то и другое, ну а “туй” -- это “свадьба”, “торжество”.

Борьба на кушаках

Зрители располагались кругом в несколько ярусов: передние сидели на земле, задние смотрели стоя. Начинали борьбу мальчики пяти-шести лет. иногда два старика. Затем поочередно боролись мальчики постарше, юноши, мужчины среднего возраста. Дружными возгласами одобрения зрители встречали каждый удачно проведенный прием. Тот, кто сумел положить на лопатки своего противника, получал подарок. Поединок продолжался до тех пор, пока один из борцов не признавал себя побежденным. После нескольких удачных схваток победитель становился претендентом на звание сильнейшего борца -- батыра. Таких претендентов набиралось несколько человек; их борьба между собой становилась кульминационным моментом состязаний. Батыр, так же как и победитель скачек, получал один из лучших призов праздника.

Главным, наиболее любимым и самым популярным видом состязаний на Сабантуе по-прежнему остается национальная борьба на кушаках. В качестве кушака используется полотенце. Каждый борец обхватывает своим полотенцем противника за талию и таким образом ведет борьбу, стараясь положить его на лопатки.

В одних районах его проводили пешие юноши, в других -- юноши верхом на лошадях, в третьих -- пожилые мужчины. Повсеместно самым ценным подарком считалось полотенце, которое получали с каждой молодой женщины, вышедшей замуж после предыдущего Сабантуя. Они специально для этих целей готовили самое лучшее, богато орнаментированное полотенце из своего приданого.

Праздник Сабантуй

Место состязаний, а иногда и сами состязания назывались “майдан”. По традиции они включали в себя скачки, бег, прыжки в длину и высоту, национальную борьбу корэш. Во всех видах состязаний принимали участие все желающие -- мальчики, юноши, мужчины. Девушки, женщины лишь наблюдали со стороны. Состязания проводились по веками выработанному распорядку. Начинали их скачки. Участие в них считалось престижным, поэтому на деревенские скачки выставляли коней все, кто мог. Наездниками были мальчики 8--12 лет. Участники скачек, собравшись вместе, отправлялись к месту старта, расположенному в 5--8 км от аула. Их сопровождал один из руководителей состязаний. По его сигналу конники стартовали по полевой дороге в сторону деревни, к финишу, где их поджидали участники праздника. Победителю дарили одно из лучших полотенец. Наездники и владельцы скакунов получали отдельные призы.

Сабантуй празднуют во многих городах России, где проживают татары, например в Москве, Петербурге, Самаре, в ряде городов промышленного Урала, Сибири, Крайнего Севера и др.

В то время когда наездники отправлялись к месту старта, проводились другие состязания, в частности бег. Участники подразделялись по возрасту: мальчики, взрослые мужчины, старики. Принцип организации состязаний был тот же, что и скачек: старт устраивали в отдалении, а финиш -- на майдане. После завершения состязаний люди расходились по домам угоститься праздничными кушаньями. А через несколько дней, в зависимости от погоды, приступали к севу яровых культур. Сабантуй остается и по сей день самым любимым массовым праздником. Почти повсеместно он проходит по единой схеме. В городах это однодневный праздник, а в сельской местности он состоит из двух частей: сбора подарков и майдана. Кроме того, в сельской местности это и время приема гостей, встречи родственников и близких друзей, так как сейчас празднуют Сабантуй летом, после завершения весенних полевых работ.

Бой мешками

Широкое распространение получили различного рода шуточные состязания во время празднования Сабантуя. Их довольно много. Это бег с ложкой во рту с положенным на нее яйцом; бег с ведрами на коромысле, наполненными водой; бег в мешках; бег по двое, когда нога одного привязана к ноге другого. Много смеха вызывает бой мешками, набитыми сеном или соломой, который ведут, сидя на бревне; или состязание, во время которого нужно с завязанными глазами разбить палкой горшок, стоящий на земле. Популярны перетягивание каната, палки, лазанье на высокий гладкий столб, на верху которого повешен приз (иногда живой петух в клетке), и т. д. Эти состязания являются наиболее массовыми, во многих из них активно участвует женская половина собравшихся.

Одновременно проводятся состязания певцов, танцоров. Молодежь водит хороводы, устраивает танцы. Любой присутствующий, когда пожелает, может включиться в состязание, которое ему по душе, и отдохнуть, получить заряд бодрости и веселья.

Политики всегда должны следить за своим имиджем и дресс-кодом не только в кабинетах, но и во время неформальных мероприятий

В преддверии официальных мероприятий Казани в «неофициальной» обстановке РБК-Татарстан выяснил, как подобрать уместный и статусный образ, не прибегая к классическому костюму.

Имидж политика - одна из главных составляющих его успеха. Подбирать правильный гардероб необходимо не только на деловые встречи, переговоры и ежедневные походы на работу, но и на менее официальные мероприятия, поскольку 70% мнения о политической персоне среди населения складывается на основании ее внешнего облика. Современная мужская мода дает возможность одеваться одновременно стильно, комфортно и статусно.

О главных тенденциях и о том, какой образ подобрать на мероприятие вне стен «кабинетов» рассказала РБК-Татарстан приглашенный эксперт, стилист бутика Pioneer London Евгения Французова.

Сейчас на пике популярности неофициального статусного имиджа - стиль smart casual, на примере 3-х типов образов стилист пояснила, как следовать этому стилю.

Первый образ - повседневный


Повседневный образ, где за основу комплекта выбор сделан в пользу поло, которое так полюбилось современным политикам (Фото: пресс-служба)

За основу комплекта повседневного образа делового человека выбор сделан в пользу поло, это универсальное и лаконичное изделие, которое так полюбилось современным политикам. Такой вариант подойдет тем, кто не любит вычурные модели, но хочет подчеркнуть свой статус, надевая хорошую и качественную одежду. В дополнении к данному образу подойдут брюки слаксы. Такие брюки внешне абсолютно классические, но по тактильным ощущениям совершенно другие. В них будет комфортно даже в самую жаркую погоду. Завершаем комплект классическими бежевыми лоуферами, которые находятся на пике популярности среди мужской обуви в этом сезоне.

Второй образ - типичный вариант smart casual


Классический вариант smart casual

Следует выбирать пиджак нестандартного цвета. Например, оливковый. Он разбавит образ мужчины и выделит его среди окружающих. Под него рекомендуем надевать рубашку свободного стиля или поло, так как такой комплект не нуждается в галстуке. Варианты низа разные: подойдут и брюки-слаксы, и джинсы. Обувь также любая, и классические туфли, и лоуферы. С джинсами можно надеть мокасины. А если чиновник смелый и хочет идти в ногу со временем, то может позволить себе даже сникерсы белого цвета или цвета графит, поскольку спортивные элементы в повседневной одежде - главный тренд мировой моды! Образ с добавлением спортивных элементов становится более энергичным.

Третий образ - сочетание классики и smart casual


Для тех, кто не готов к экспериментам, подойдет нечто среднее между классикой и smart casual (Фото: пресс-служба)

Стоит обратить внимание на привычные хлопковые брюки, сорочку с более ярким принтом и кардиган. Кардиган придает данному образу сдержанности. Этот вариант подойдет тем, кто не любит выделяться и хочет сохранить привычную тональность в одежде.

Внимание к бренду и цвету

Что касается брендов, то для любителей стиля smart casual подойдет Castello d"Oro. «Он специализируется на поло с хорошим составом. Это шелк, хлопок. И как раз приглушенная палитра. Нет очень ярких оттенков, но в то же время они интереснее, чем совсем классические образы, как, допустим, у Giorgio Armani. Еще один любимый бренд казанцев - это Corneliani. В нем найдет свой вариант любой мужчина. Это и классика, но в то же время smart casual. Бренд как раз специализируется на этом».

Евгения Французова отмечает, что, выбирая образ для неформального мероприятия, стоит отходить от банальных темно-синих и черных цветов.

«Радует, что казанские политики начали вносить в свой гардероб какие-то новые краски. Например, бордо стал актуальным, а вот ярко-красный пока воспринимают настороженно. Так же пока не готовы носить ярко-зеленые изделия, хотя они очень актуальны в этом сезоне. Сейчас мы рекомендуем обратить внимание на оливковые цвета, приглушенные оттенки, и хаки. В то же время нашел отклик и актуальный уже несколько сезонов подряд бежевый цвет».

Аксессуары на Сабантуй

Даже неформальный образ следует дополнить аксессуарами, их цель показать вашу индивидуальность. «Солнечные очки с нецветными линзами идеально подобранные под форму лица, ремень в тон одежды, возможен контрастный нагрудный платок из шелка или льна - все эти элементы будут уместны на мероприятиях на свежем воздухе», - комментирует специалист.
А вот запонки эксперт рекомендует не надевать. «Для такого мероприятия они не подойдут. Лучше обойтись небольшимъ количеством аксессуаров и деталей». Также Евгения Французова посоветовала избегать костюмов с галстуками: «В них будет дискомфортно. Сабантуй - это все-таки отдых. И избегайте ярких сочетаний принтов. Например, не стоит комбинировать полоску с огурцами. Помните, что Сабантуй - это один из наиболее ярких и запоминающихся праздников не только в Татарстане, но и в стране. Желаем всем хорошего настроения в этот праздник! Пусть тот запас энергии, который вы получите в эти дни, поможет вам жить в течение всего года. Будьте счастливы!».