Текст выступления на родительском собрании председателя комитета по образованию. После родительского собрания в мае После родительского собрания в мае

Заместитель директора по ВР: Викулова Е.В.

«Семья и школа – партнёры в воспитании»

Самый благодатный возраст – возраст детства. Благодатный потому, что рядом много друзей, много открытий, много учителей, которые всегда рядом и готовы помочь, потому что рядом мама и папа. Именно семья является главным институтом развития личности ребёнка, и каким вырастет ребёнок, в первую очередь зависит от семьи.

Сегодня современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это прежде всего падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. В этих сложных современных условиях растут наши дети, и им очень важно видеть согласованные действия педагогов и родителей. Когда требования школы совпадают с требованиями семьи, ребёнок уверен в правильности этих требований, он организован, дисциплинирован.

Тема моего выступления «Семья и школа – партнёры в воспитании». По своему психологическому статусу школа и семья – противоположные полюсы. В семье всё основано на эмоциональных связях и привязанностях. Какие бы проблемы не терзали ребёнка, родители должны сопереживать ему, поддерживать его. У школы несколько иные функции. Она не должна подменять ребёнку второй дом, воспитание детей в школе не должно подменить родительское воспитание. Школа должна обучить ребёнка, расширить его кругозор, предоставить возможность для самореализации, для раскрытия его способностей.

Лев Кассиль писал: «Семья и школа - это берег и море. На бере­гу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним от­крывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега». Все мы: и родители, и учителя хотим одного: чтобы наши дети росли здоровыми, получили хорошее образование, научились жить и работать в коллективе, развили свои способности, и только в сотрудничестве, в тесном взаимодействии мы сможем добиться этого результата.

Актуальным по-прежнему остаётся вопрос о школьной форме. Мы с вами знаем, что существует несколько направлений в моде: спортивная, клубная, деловая, домашняя. У нас не возникает желания прийти на работу в домашних тапочках, так давайте попробуем вместе приучать наших детей правилам хорошего тона. Хороший тон – прийти в школу в рубашке, а не в футболке, хороший тон – когда девочка одета сарафан или юбку, а не в джинсы, которые так и норовят свалиться, когда на ученице блузка, а не топик с оголённым животом. У нас, взрослых сформирована культура внешнего вида, у наших детей – нет. И вот в этом вопросе нам нужна ваша поддержка, нужны согласованные действия учителей и родителей.

Вывод: я сейчас рассказала проанализировала работу педагогического коллектива, о том, каких достижений добиваются наши с вами дети. Но главной задачей сегодняшней встречи является не перечисление мероприятий, которые проводит школа, а выявление проблем и разработка мероприятий по организации сотрудничества педагогов и родителей для того, чтобы наши дети были ещё успешнее.

    Если ребёнок пришёл домой с жалобами на взрослого человека, на товарищей, необходимо выслушать ребёнка, пообещать ему разобраться в сложившейся ситуации. Обязательно связаться с классным руководителем, выяснить причину разногласий и вместе решить, как действовать в сложившейся обстановке. Только в согласованных действиях можем прийти к разумному исходу событий. Педагоги и родители должны стать союзниками и единомышленниками, а не конкурентами, должны всегда идти навстречу друг к другу, заинтересованно и согласованно решать проблемы воспитания.

И нам бы хотелось, чтобы в педагогах вы видели своих союзников. Если возникают проблемы, звоните, приходите в школу, будем решать сообща, обращайтесь за помощью. Вы сегодня пришли на родительское собрание, значит вам не безразлична судьба своих детей. Давайте будем сообща готовить детей к самостоятельной жизни.

А закончить выступление мне хотелось бы словами классика В.Г. Белинского «На родителях, на одних родителях лежит священнейшая обязанность сделать своих детей человеками, обязанность же учебных заведений – сделать их учеными, гражданами, членами государства… Так давайте же вместе делать наших детей человеками. Хорошо воспитанные дети - эта наша счастливая старость, плохо воспитанные дети – это наше горе, наши слезы. Так думайте о будущем, а будущее – это наши дети».

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Акчеевская средняя общеобразовательная школа»

«Об итогах воспитательной работы

за первое полугодие

2014-2015 учебного года»

(выступление на родительском собрании)

Заместитель директора школы

По воспитательной работе: Галдина С.А.

Уважаемые родители, присутствующие! В своей работе школа выполняет две основные функции: образовательную и воспитательную . В сфере образования главную роль играет школа, я думаю, вы со мной согласитесь. А вот в сфере воспитания, на ваш взгляд, роль кого важнее: школы или семьи?

Известно, что определяющее значение в формировании личности ребенка имеют общественная среда, семья, а школа и другие подобные учреждения направляют этот процесс в русло конкретных педагогических задач. «Я, – писал драматург и писатель Виктор Розов, – придаю семье значение чрезвычайное. Это точка опоры. Нет семьи – растет сорная трава под названием перекати-поле. Дом – это место, переступая порог которого ты сбрасываешь всю тяжкую ношу дня, расслабляешься, отдыхаешь, набираешься сил для дня грядущего. И сколько бы мне ни говорили о воспитательном значении школы и других организаций, все-таки основы формирования духовного мира человека начинаются в семье

Воспитательная работа в нашей школе проводится согласно школьному плану воспитательной работы и плану управления образования, а так же согласно приказам и положениям УО по региональным, районным воспитательным мероприятиям. Все мероприятия являются звеньями в цепи процесса создания личностно-ориентированной образовательной и воспитательной среды. Основными формами и методами воспитательной работы являются тематические классные часы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины, массовые спортивные соревнования.

Учащиеся школы активно включены в жизнедеятельность ученического коллектива, в общешкольных мероприятиях, в мероприятиях района в силу своих способностей. Но мы стараемся никого не оставить безучастным. Так в практике на День Учителя и 8 марта проходят Дни самоуправления, где старшеклассники сами предстают в роли учителей, относятся к этому ответственно. В школе проводились концерты на День пожилых, День Учителя, проведены Новогодние елки, старались никого не оставить без подарков посредством проведения различных конкурсов. Так следует отметить следующие достижения учащихся:

  • Команда КВН «Легко и просто» - победитель в номинации «Прикольные люди» в муниципальном этапе конкурса
  • Команда ДЮП – 3 место в районном конкурсе фильмов и презентаций «Моё село: вчера, сегодня, завтра»
  • Команда «Танцующие тени» - победитель в номинации «Самая позитивная команда» в районном танцевальном ФЛЕШМОБЕ
  • Чебырова Наташа – победитель в районном конкурсе «Лидер - 2014»
  • Региональный этап всероссийского конкурса письма – два диплома третьей степени
  • Муниципальный этап конкурса «Одаренные дети Ельниковской земли-2015» - 5 победителей, 1 призер, 1 участник в различных номинациях
  • Районный конкурс «Искусство слова» - 4 призера

Учащиеся вовлечены в кружковую деятельность.

В декабре у нас проходили мероприятия по профилактике детского дорожно -транспортного травматизма. Этот вопрос находится на особом контроле. Практически все учащиеся для безопасности передвижения приобрели светоотражающие элементы для одежды. Нас посетили представители из Госавтоинспекции из г Краснослободска (Пушкарева), провели беседу с учащимися. Хочется обратить внимание на опасный участок дороги возле п.Сельхозтехника в районе остановки. Сейчас зима, она пустует, а вот осень, а потом и весна скоро, наблюдается скопление детей, и возле остановки, внутри нее, на крыше. Своими действиями провоцируют опасную обстановку на дороге. Сделано со стороны районной администрации замечание по этому поводу, многие водители жалуются. Поэтому с детьми проведите соответствующую работу по этому вопросу.

Еще один момент – без сопровождения взрослых дети не должны осуществлять никаких самостоятельных поездок. В известность должна быть поставлена школа, письменное объяснение со стороны родителей. В адрес нашей школы были сделаны неоднократные замечания со стороны администрации района. Видели наших учащихся без взрослых на остановке в с.Ельники, п. Сельхозтехника, в самих Ельниках. Это так называемое невыполнение родительских обязанностей. Нам приходят замечания, мы должны реагировать и сообщать в комиссию по делам несовершеннолетних и органы опеки и попечительства, и потом уже не школа, а они будут с вами работать. Это может быть и составление протоколов, замечаний и т. д. В этом вопросе будьте особенно внимательны, особенно учащиеся 9 класса, которые особенно проявляют свою самостоятельность.

Следует напомнить о том, что продолжает действовать комендантский час до 22.00 часов. Совершается патрулирование всех сельских поселений, с целью проверки нахождения проведения досуга подростков. В случае задержания подростка, составляется протокол на родителей и подростка ставят на учет.

Строго контролируйте свободное время своих детей! До нас пока не докатилась волна распространения спайсов, но из СМИ вы, наверное, видели ужасные, нередко смертельные последствия их употребления. Все дети сейчас продвинутые, очень любознательные. Не за горами лето. Поэтому следите за своими детьми, их окружением, поведением, общением в социальных сетях. На все обращайте пристальное внимание.

Что же можно сказать в заключение? У нас у всех есть возможность выбора. Помните: какие бы поступки дети не совершали - это наши дети. В жизни есть три несчастья: смерть, болезни и угрызение совести. Счастье - это всё остальное. И большое счастье - наши дети. А вот какими вырастут дети - всё в наших руках. Притча . Жили по соседству два мудреца: один - добрый, другой - злой. Злой всегда завидовал доброму, что у него много друзей, что люди идут к нему за советом. И он решает отомстить мудрецу добра. Поймав бабочку, злой мудрец подумал: «А что если я у него спрошу: «Какая у меня в руке бабочка: мёртвая или живая?» Если он ответит живая - я сожму ладонь, и все увидят мертвую бабочку и отвернутся от него, а если скажет мёртвая - я разожму ладонь - бабочка улетит, и всё равно все от него отвернутся». С такими намерениями и отправился злой мудрец к доброму. Возле доброго мудреца толпились друзья. «У меня в кулаке бабочка, - какая она?» - спросил злой мудрец, ухмыляясь. Добрый ответил: «Всё в твоих руках!». Помните: всё в ваших руках, именно от вас в большей степени зависит, каким вырастет ваш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут найти выход в сложной ситуации. И ещё очень важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения .


Текст выступления на родительском собрании председателя Комитета по образованию

«Итоги реализации Программы гражданско-патриотического воспитания «Я - гражданин»

Уважаемые родители, педагоги, гости!

Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы - подвести итоги по реализации городской программы гражданско-патриотического воспитания на гг «Я - гражданин России»,которая была разработана на основе Концепции гражданско-патриотического воспитания молодёжи Челябинской области , а также Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на годы»

Обозначить новые задачи в гражданско - патриотическом воспитании наших детей, исходя из тех условий, которые диктует нам современная жизнь. Система патриотического воспитания не может оставаться в неизменном виде. Ее изменение и развитие обусловлено, как достижениями первоочередных задач системы патриотического воспитания, так и изменениями, происходящими в экономической, политической, социальной и других сферах российского общества, а также новыми условиями современного мира.

Коренные преобразования в стране конца XX - начале XXI веков, определившие крутой поворот в новейшей истории России , сопровождаются изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознании ее граждан. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма.

Система патриотического воспитания призвана обеспечивать целенаправленное формирование у граждан активной позиции, способствовать всемерному включению их в решение общегосударственных задач, создавать условия для развития у них государственного мышления, привычки действовать в соответствии с национальными интересами России. Она должна подготовить молодежь и побудить представителей других поколений к такому характеру активной деятельности, в которой знания и жизненный опыт соединяются с позицией гражданского долга и сопричастностью с судьбой Родины, личные интересы - с общественными. Будущее России, прогресс в экономической, политической и социальной сфе­рах в первую очередь зависят от гражданской позиции подрастающего поколения. Гражданственность - это нравственное качество личности, определяющее созна­тельное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государ­ством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точ­ное соблюдение и выполнение законов страны. Молодой человек, необходимый со­временному обществу, - это ответственный человек, способный делать выбор, контролировать свою личную и общественную жизнь, определив­шийся в отношении ценностей. В «Письмах о добром» говорится, что «…одно правило в жизни должно быть у каждого человека, в его цели жизни, в его принципах жизни, в его поведении: надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить…».


На первой ступени патриотического воспитания находится семья, как основная социальная ячейка общества, в которой закладываются основы нравственного, духовного, культурного, физического и другого развития личности. В семье происходит формирование ее жизненных ориентиров и ценностей, отношений к себе, к другим людям и к Отечеству;

Социальное, в том числе семейное и школьное воспитание - это важные составляющие одного процесса. Социальное воспитание несет образы разного характера: от ярких по­ложительных явлений и примеров до сомнительных, негативно влияющих на подростка издержек развития общества. Школьное воспитание - это планомерное, системное воздействие на личность, с целью формирования тех ее качеств, кото­рые соответствуют культурным и этическим запросам современного общества. Результативность воспитания будет зависеть от того, насколько учитываются ин­тересы учащихся и их социальный, семейный опыт, разумно соединяются представления де­тей и педагогическое воздействие взрослых. Необходимо установить связь школы с социумом, семьёй. Для ребенка нужно создавать социальную ситуацию развития, среду об­щения, поле деятельности, которое невозможно заменить даже очень интересны­ми уроками.

Таким образом, главными задачами гражданско-патриотического воспитания мы видим следующие: формирование уважения к закону, праву, правам других людей, ответственности за свои поступки; знание моральных и правовых норм ; знание истории Отечества, родного края; погружение в социально-значимую дея­тельность; самопознание, самоопределение, самосовершенствование личности.

В школах содержание гражданского образования реализуется во всех учебных курсах, и, прежде всего, в дисциплинах гуманитарного и естественно­научного циклов, а также предметных кружках и факультативах. Интегрированный характер курсов граждановедения , обществознания, краеведения, экономики по­зволяет учащимся усвоить наиболее актуальные обобщенные знания о человеке, обществе, об основных областях общественной жизни. На таких занятиях подрост­ки приобретают опыт освоения основных социальных ролей (члена семьи, гражда­нина, избирателя, собственника, потребителя и т. д.).

Факультативы, внеклассные занятия и кружки акцентируют внимание на взаимодействии природных, экономических и со­циальных аспектов жизни общества; формируют у школьников чувство ответст­венности за сохранение окружающей среды, готовность активно участвовать в решении глобальных проблем, стоящих перед человечеством.

Мы осознаем, что воспитательный потенциал содержания гражданского об­разования, реализуемый в учебном процессе, при всей своей значимости все же недостаточен для формирования социально-активной, компетентной личности. Существенным фактором гражданского становления подрастающего поколения является его активная социализация. Чтобы развивать у ребят такие навыки, мы «раздвигаем» стены школы, «включаем» школьников в окружающий мир во всем его многообразии. Для достижения триединой цели учебно-воспитательного процесса мы интегрируем усилия всего окружающего социума. На протяжении многих лет отлажена система взаимодействия с учреждениями города: Детского дома творчества , спортивным клубом , Детской школой искусств, с библиотекой, с Досуговым центром «Сфера», с общественными организациями.


Сложившаяся в результате такого взаимодействия система гражданско-патриотического воспитания включает такие компоненты, как воспитание граж­данского отношения к себе, к своей семье, к окружающим людям, к Отечеству, к мировому сообществу.

Воспитание гражданского отношения к себе формируется через уроки-тренинги, диспуты, откровенные беседы, посещение музеев, кружков и факульта­тивов; встреч с интересными людьми. Безусловно, здесь играют свою положительную роль учреждения дополнительного образования (Данные по учреждениям). Большую работу проводят работники библиотек, организуя экскурсии по городу, тематические вечера, диспуты на злободневные темы. Хочется отметить работу учителя истории и обществознания МОУ «СОШ №1» , которая формирует активную жизненную позицию учащихся не на словах, а на деле: устраивает встречи с людьми из «власти», организует конференции на острые темы и т. д.

Воспитание гражданского отношения к своей семье. Следуя завещанию, воспитание гражданственности мы связываем с наличием у детей преданной, бескорыстной и щедрой любви к родителям и родственникам и уме­нием проявлять эту любовь во внимании и заботе, так называемого «чувства нравственной оседлости». Воспитание родственных чувств, долга перед родителями, уважения к людям, заботы о младших и преста­релых; доброты, милосердия, мудрости в отношениях между женщиной и мужчи­ной, воспитание психической и нравственной готовности к созданию семьи и пра­вильной организации внутрисемейных отношений, к воспитанию детей, ведению домашнего хозяйства являются составляющими разработанной нами модели гра­жданина. Помощь школьникам в подготовке к выполнению названных ролей мы начинаем со знакомства с семьей воспитуемого, с составления вместе с ним соци­ального паспорта семьи, его родословной, генеалогического дерева, с вечеров-знакомств с семьей, которые дают возможность изучить ее воспитательные воз­можности.

Ежегодно в школах, классах организовывается фотовыставки и выставки рисунков «Любимая бабушка», «Милая мама», проводятся спортивные праздники «Мы - спортивная семья» и другие тематические мероприятия. Особое внимание мы уделяем привлечению ближайших родственников к делам класса и школы.

Для развития у детей практических умений и навыков, которые необходимы для оказания помощи родственникам, полезны кружки и объединения дополни­тельного образования «Умелые руки», «Ниточка - иголочка». Овладеть ремеслом бабушек и дедушек, проявив к ним уважение, помо­гают творческая мастерская по изготовлению народной куклы в ДДТ. Особую роль в передаче традиций играют организованные совместно со старшими традиционные народные и семейные праздники и поси­делки на Рождество, Масленицу.

В 2010году, к 65-летию Победы в ВОВ была предпринята попытка восстановить «тимуровскую работу»: шефскую помощь классных коллективов престарелым, учителями-пенсионерам и ветеранам Великой Отечественной войны. К, сожалению, эта работа осталась в рамках разовой помощи

Воспитанию гражданского отношения к школе наилучшим образом помо­гают детские объединения школьников с выборными ор­ганами, а также дни самоуправления, участие школьников в планировании и осуществлении воспитательной программы. На сегодняшний день каждое образовательное учреждение имеет свою форму ученического самоуправления. Спо­собности учащихся реализуются в разнообразных творческих делах познаватель­ного характера, творческих конкурсах. Традиционными являются творческие отчёты школ на смотрах художественной самодеятельности, выставках прикладного творчества, выступления на различных городских праздниках, проведение благотво­рительной акции «Спешите делать добро», ярмарки и т. д.

Воспитание гражданского отношения к окружающим людям. Учащиеся с педагогами и родителями создают вокруг школ и в школах удобную среду обитания. В наших школах уютно и красиво. Ежегодно учащиеся школ работают в трудовых объединениях и оказывают посильную помощь в благоустройстве города и школы, праздники труда. Ежегодно в последнюю неделю апреля и первую неделю мая в городе проводится акция «Этих дней не смолкнет Слава». Ее программа включает встречи - с ветеранами Великой Отечественной войны, вечера чест­вования ветеранов, музейные уроки, операции «Забота», «Память». В этом году все учащиеся города, их семьи были вовлечены в областную акцию «Помни меня» - создание видеоархива об оставшихся в живых ветеранах, тружениках тыла, а также о погибших в годы ВОВ. Результаты этой работы вы могли видеть на празднике Победы 9 мая; фотографии, собранные ребятами и взрослым населением были представлены на Мемориале Славы.

Воспитанию гражданского отношения к Отечеству способствует непо­средственное активное участие школьников в деятельности школьных музеев. В нашем городе созданы 4 школьных краеведческих музея (1, 2, 6, КШИ). Работа музея 1 школы в течение нескольких лет оценивается областью дипломами и грамотами. Идёт работа по созданию музея образования г. Карабаша (руководит работой) Большую помощь в создании школьных музеев оказали родители, бабушки и дедушки. Спасибо! Традиционно в феврале в городе проводится месячник по военно-патриотическому воспитанию, который включает в себя различные военно - спортивные мероприятия: смотр строя и песни, военно-спортивные игры и конкурсы, а также классные часы и тематические вечера. На протяжении трёх лет мы участвуем в акции «Я – Гражданин России»- это торжественное вручение паспортов подросткам, достигшим 14 лет. В мае проводится военно-спортивная игра «Зарница».

В течение года(осенью, зимой, весной) юноши допризывного возраста, учащиеся школ участвуют в Спартакиаде допризывной молодёжи, где проверяется их физическая подготовка.

Каждое лето группа школьников направляется в поиско­вые экспедиции и туристические походы. Так, за последние годы наши школьники побывали на раскопках в Варненском, Карталинском, Нагайбакском и Кунашакском районах. Ежегодно ребята ходят в походы по нашим Уральским горам, становятся участниками сплава по реке Ай.

Результаты деятельности учащихся свидетельствуют о формировании у них гражданственности и патриотизма. Учащиеся школ и ДДТ под руководством педагогов стали победителями и призерами различных конкурсов, на­учно-практических конференций, интеллектуальных игр, олимпиад, спортивных состязаний муниципального, зонального и регионального уровней. Конференция «Отечество», «Шаг в будущее», «Наследие», «Интеллектуалы 21 века», геологические олимпиады, соревнования по тур. технике, лыжным гонкам и т. д

Таким образом, реализуемая про­грамма гражданско-патриотического воспитания охватывает все участки школьной жизни, включая учебно-воспитательный процесс, привлекая родителей и учреждения города, воспитывая человека, гражданина, патриота.

Задачи, которые ставим для себя в будущем.

1. продолжаем формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему

и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;

2. развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся

3. создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления;

4. развивать и углублять знания об истории и культуре родного края.

5. создание в школьном сообществе демократической микрополитики, проводниками которой являются педагоги, учащиеся и их родители.

Побывал на родительском собрании в школе.

Каждый из нас помнит, с каким замиранием сердца ждал родителей со школьных собраний: внимательные учителя всегда находили, за что поругать, отмечали пробелы в знаниях и обращали внимание на оценки и поведение. Сегодня школьники оказались в принципиально иных условиях, ведь об их успеваемости вслух учитель говорить не может: боится нарушить положение о защите персональных данных. Так о чём же сейчас говорят на протяжении двух – трёх часов родители и классный руководитель?

Вопрос первый - деньги

Впереди у четвёртого класса выпускной из начальной школы. Потому родителей собралось три четверти от общего числа - показатель хороший. Все в предвкушении: вопросов немало, дети переходят в среднее звено.
«Итак, первый наш вопрос - выпускной, - классный руководитель Ирина Сергеевна, совсем молодая, но с уверенным, громким и чётким голосом. - До выпускного чуть больше месяца, а деньги сдали не все. А между тем ещё с октября было определено место праздника, и утверждены необходимые траты».

Родители четвероклашек уткнулись в полученные от учителя листы бумаги. В табличке на листе у каждого значилось, кто за какую именно нужду сдал деньги и кто не сдал. «Так-так, - бормочет мама девочки Оли, - что придумали опять за фотоальбом за 800 рублей? Я понимаю, раньше один фотоаппарат был на полшколы, можно было деньги тратить на снимки. А сейчас что? Какие 800 рублей? Можно я бесплатно приду и сфотографирую?»

Мою соседку по парте никто не слышит. Разноголосый хор возмущённых родителей выражает недовольство: ну как так, сколько можно ждать отстающих?! Родители Кати одни из всех произносят громко и внятно: мы не хотим альбом. «Ещё есть те, кому не нужна память?» - сверкает глазами учитель. Желающих больше нет, все сидят, понурив глаза.

«Точно так же не сдали и на видеосъёмку, - продолжает педагог. - А если сдадут не все, сумма у желающих увеличится, ведь мы делим гонорар фотографа на число учеников». Родители, всё так же понурив глаза, молчат. Вероятно, и фото-, и видеосъёмка нужны не всем, однако вслух сказать это никто не решается.

Вопрос второй - деньги

«Второе, что я хотела с вами обсудить, - это праздничная линейка, - продолжает классный руководитель. - Итак, она пройдёт также 25 мая, утром, перед выпускным. И тут снова проблема: как вы думаете, учителя, а также обслуживающий персонал школы, которые работали с вашими детьми четыре года, заслужили подарки на ваше окончание младшей ступени?»

Лица родителей вытянулись: вероятно, никто не ожидал, что учитель без прикрас, прямым текстом будет просить с родителей подарки коллегам. «Сдаём на цветы учителям по 500 рублей, - тут же предложила дама с первой парты, - купим всем букеты».

«Вы что, деньги на деревьях рвёте?» - возопил папа с задней парты. Завязался спор не на жизнь, а на смерть. Кто-то предложил сдать по сто рублей, другой кричал, что не сдаст ни копейки, третий предложил нарвать цветов со школьной клумбы. В итоге решено было сдать по 250 рублей. «Не сдам, хоть убейте, - заявила худенькая мама троих детей с предпоследней парты. - Мы на эти деньги целый день живём».

«А нельзя ли поинтересоваться, - тихо прошептал мужчина в очках, - что там у моего с английским, исправил двойки?» «Подойдите ко мне после собрания или завтра перед уроками, сейчас не место и не время», - осекла его учитель. «Я, вообще-то, на собрание не деньги сдавать, а за сына послушать пришёл», - промямлил папа и затих, как-то сразу став ниже ростом.

Третьим вопросом, по словам учителя, были экзамены. Вот тут-то, подумала я, будет точно речь о детях, успехах, успеваемости, требованиях, тестах. Однако речь зашла об аттестатах. Точнее, о необходимости сдать на них деньги.

«Я в шоке, - тянет мама отличницы Оксаны. - Иными словами, вот я закончила институт, а на диплом денег не сдала. Так мне его и не выдали! Так?» Учитель, призывно вскинув глаза в небо, как для умалишённой, повторяет, мол, это личная инициатива школы - вручать детям аттестат об окончании начальной школы. Вообще же, аттестатов таких в природе нет, потому школа за счёт родителей, разумеется, их заказывает.

А почему не спросили желания?

Ну так всё просто: вы ведь не захотите, чтоб вашей дочери единственной из всей школы не вручили аттестат?!

«Вот на это и расчёт», - решается наконец вслух произнести мама девочки. Больше она ничего не говорит, а уныло смотрит в калькулятор на телефоне, прибавив к какой-то сумме цифры.

Вопрос четвёртый - деньги

«На прошлой неделе в школу приходил один известный исполнитель, - продолжает классный руководитель. - Я хотела с вами обсудить такой вопрос: наш досуг. Раз мы детей приучили поощрять по окончании четвертей походами в боулинг или кино, давайте решим, куда пойдём на этот раз. Я предлагаю пригласить передвижную шоколадную лабораторию. 650 рублей с человека. И за исполнителя, кстати, не все сдали».

«А почему именно шоколадную? - звучит неуверенный голос чьей-то бабушки со второго ряда. - Может, в зоопарк? И дёшево, и что может быть лучше, чем общение со зверьками?»

Зоопарк не принимается. Решено обогатить гастролёров с шоколадным фонтаном.
«Знаете, почему? - шепчет на ухо моя соседка по парте. - Потому что эти «шоколадные» или учителям, или завучу, а то и директору «откат» дают. Потому они их интересы и лоббируют. Не верите? В прошлом году наш класс возили на экскурсию в парк, я села в автобусе рядом с организаторами. Они мне всё и выложили: так, мол, и так, при всём богатстве выбора, а именно - десятке турфирм, предлагающих свозить детей на автобусе в парк, мы побеждаем всех и всегда! Потому что на «благодарности» не скупимся. А именно: за каждого ребёнка, сдавшего по четыреста рублей за небольшое путешествие, 50 возвращается учителю. Неплохой приработок, правда?» И, увидев мои почти квадратные глаза, продолжила: «А почему, думаете, этот певец и исполнитель, широко известный в узких кругах, попал в школу с концертом, если нас, родителей, дальше охраны не пропускают? Всё они…» «Связи?» - предполагаю я. «Откаты», - уточняет соседка по парте.

«А почему, простите, нельзя ребёнку не пойти было на этот концерт? - робко мямлит молодая мама в очках. - Моей Ане он и не понравился вовсе».

«Так ведь в учебное время он был, - напоминает учитель. - Детей с урока снимали. А в таком случае явка обязательна».

«Где написано? - чуть осмелев, пытается спорить девушка. - Пусть бы моя шла на урок».

«И кто бы ей одной его вёл?» - парирует учитель. И маме в очках, как и остальным, всё становится понятно.

Вопрос пятый - деньги

«Ещё меня родительский комитет просил помочь, - учитель скользит взглядом по первой парте около своего стола, буквально съедающей глазами её, внимая каждому слову. - Почему-то некоторые не сдали очередной взнос в фонд класса».

В дверном проёме появляется чей-то силуэт, учитель выходит.

«Я приготовила для вас отчёт о расходовании сданных средств, - встаёт с места грузная дама. - Вот, смотрите». Она вставляет флэшку в компьютер учителя, на экране появляются надписи и цифры: ремонт кулера - 3500, вода для кулера - 670, подарки учителю - 12 700.

«У меня что-то с глазами? - пытается шутить мама Оли. - Это что такое нужно сделать учителю, чтобы получить подарок в почти 13 тысяч?»

«Вообще-то, это подарки на три праздника, - отвечает родительский комитет. - А что, по-вашему, мы должны дарить, между прочим, и вашей классной тоже? Сертификат на тысячу? Ну это же стыдно!»
В кабинете невообразимый гул. «Тяжёлая артиллерия» - родительский комитет - стоит на своём: «подарок должен быть приличным, негоже дарить даже золотое колечко, ибо за такую смешную сумму оно будет явно не с бриллиантами и по весу тоненькое, как проволочка». Другая часть родителей не уступает: «Да вы что! Это - учитель! Как бы человек самой светлой и уважаемой профессии! И плюс к тому же она, вообще-то, за свой труд деньги получает». Решено было собрать на подарок в честь окончания начальной школы пять тысяч и чуть меньше - на шикарный букет. Родительский комитет был недоволен: хотелось, чтоб подарок был 15 тысяч…

Учитель вернулась в класс и сообщила: в классе предварительно пять отличников, двенадцать процентов учатся на «4» и «5», несколько человек рискуют заработать двойки по одному, а то и нескольким предметам. Если родителям интересны конкретные успехи их детей - пожалуйста, оставайтесь после собрания. Или приходите завтра, до или после уроков.

После собрания

Итогом встречи родителей и учителя стал такой факт: пятеро учеников не идут на выпускной. Десять школьников отказываются покупать видео- и фотоматериалы. Трое категорически против сдачи ста рублей за концерт приглашённой в школу «звезды». А одна мама позвонила в районное управление образования с вопросом: «Как бороться со школьными поборами?». На что получила ответ: «С вас деньги вымогают? Вот прямо вымогают, требуют? Настоящим образом «трясут»? Или просто просят оказать помощь? В первом случае дорога ваша лежит в прокуратуру. Во втором - ну вы должны понимать недостаток финансирования, наверное, речь идёт о добровольной помощи школе, где всё делается для блага вашего ребёнка».

Очевидно, имеет место быть второй вариант. А разве это что-то меняет?

Как правило, основная цель родительского собрания в мае - подвести итоги уходящему году.

Однако, в целях экономии бюджета и для того, чтобы не рассориться с родителями августовский и сентябрьских детей, настоятельно рекомендуем Вам обсудить бюджет на следующий год уже в мае, равно как и выбрать подарки (если вы выбираете их вместе с остальными родителями). Только в этому случае Вы сможете поздравить с днем рождения всех деток вовремя.

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ, ОБСУЖДАЕМЫЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ В МАЕ:

1. Выступление воспитателя о том, как прошел год, чем лучше заниматься с детьми в период отдыха и как детский сад будет работать летом.

2. Выступление членов родительского комитета с отчетом о проделанной за год работе. Обязательно возьмите с собой все чеки, подтверждающие совершенные покупки. Вдруг кто-то из родителей захочет проверить Ваш отчет.

3. Обсуждение бюджета на следующий год. Гораздо проще предусмотреть все возможные траты заранее, чем дособирать деньги по нескольку раз в год. Соберите с родителей подписи, что они согласны.

ВАЖНО: нельзя заставлять родителей скидываться! Это дело только добровольное. Если кто-то не хочет скидываться - пусть не скидывается. Считаете это нечестным? - жизнь вообще несправедливая штука. Смиритесь с тем, что заставить никого Вы не можете. Озвучьте это сразу - меньше нервов потратите - пусть люди не чувствуют давления. Советуем Вам подходить к обсуждению бюджета разумно. Равняйтесь по самой нижней планке. Если Вы хотите влажные салфетки, а кто-то против скидываться на это - значит покупайте эти салфетки сами или устройте график между теми родителями, кто готов их приобретать. Иначе Ваши действия могут расцениваться как вымогательство.

Зачастую претензии остальных родителей к родительскому комитету объясняются лишь неготовностью родительского комитета раскрыть всю информацию и его нежеланием найти компромисс. Будьте открыты!

4. Выбор подарков детям на дни рождения и другие праздники

У нас Вы можете подобрать оптимальные подарки по оптовым ценам в пределах заданного бюджета. При желании Вы можете закупить всё и сразу - избавив себя тем самым от заморочек в течение всего следующего года.

Обратите внимание, ассортимент и цены мы периодически меняем - они зависят от скидок производителей и наличия товара. Поэтому советуем проверить актуальные подборки еще раз перед самым началом собрания.

5. Прием добровольных взносов от тех родителей, кто готов скинуться уже сейчас (это нужно хотя бы для закупки подарков на дни рождения, а в идеале и на все праздники - так выйдет процентов на 30% дешевле).

ПОСЛЕ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В МАЕ:

В течение пары дней после окончания родительского собрания Вам, как родительскому комитету, предстоит оформить Протокол Собрания и передать его руководству детского сада.

Здесь можно скачать необходимые образцы и бланки: и

ВАЖНО: Не стоит вмешивать детский сад в денежные вопросы родителей. Это только ваше решение: скидываться или не скидываться, тем более, если речь идет о подарках воспитателям. Поэтому наш совет: обсуждайте вопросы по добровольным взносам после окончания родительского собрания. Так чтобы не вносить информацию о них в Протокол родительского собрания.