Плохое поведение в школе — не приговор? Двойка за поведение: что говорит психолог о «трудных детях» в школе Ребенку плохо в школе.

Довольно часто встречаются ситуации, когда ребенок плохо ведет себя в школе. Причин может много, но всех всегда волнует один вопрос – как это исправить и сделать так, чтобы он быстрее стал послушнее. На этот вопрос однозначно не могут ответить ни учителя, ни психологи, ни родители самого ребенка.

В каждой отдельной ситуации нужно работать индивидуально, т.к. причины и последствия плохого поведения могут быть абсолютно разными. Роль может сыграть любой фактор: возраст, внешние условия, семья, отношения с одноклассниками. Но одно можно утверждать с точностью – ребенку чего-то не хватает.

Причины плохого поведения

Очень часто случается, что дефицит любви в семье напрямую сказывается на поведении ребенка . Все, что происходит дома можно буквально «считать» с него, он начинает вести себя не как раньше: спокойный может начать бунтовать, протестовать, а шумный наоборот замкнуться. В любом случае учителям нужно уметь заметить эти изменения и принять меры, т.е. вовремя сообщить родителям и школьному психологу.

Среди педагогов принято общаться с детьми как с взрослыми людьми, но, в то же время помнить, что это дети. Понимая, что ребенок переживает все довольно остро и чрезмерно впечатлителен, принимать меры нужно также осторожно. В школьные годы психика ребенка еще не сформировалась и довольно неустойчива, поэтому при любом раздражителе он может действовать непредсказуемо. В качестве раздражителя может быть даже обидное слово одноклассника или не совсем справедливая на его взгляд «двойка» от учителя.

Случается довольно часто так, что когда учителя сообщают о плохом поведении ребенка, особенно находящегося в подростковом возрасте, родители не верят, почему? Все просто. Ребенок, находясь дома, имеет одну модель поведения, иногда боясь наказания родителей или наоборот, чтобы не расстраивать их, а в школе он «отпускает» себя, принимая другую роль, он часто становится хулиганом.

Опять же нужно помнить, что от ситуации в семье зависит многое . Там, где ребенок боится родителей, приходя в школу, начинает бесчинствовать, давая себе, таким образом, некую моральную свободу. Часто в результате этого появляются плохие отметки, замечания в дневнике и вызов родителей к директору. При них он может быть идеальным, обещать исправиться и вести себя примерно. Но как только он находится в школе без родителей ситуация повторяется. Обычно таких ставят на школьный учет и пытаются совместными силами школы и родителей исправить поведение. Но ребенок в это время переживает много отрицательных эмоций, и потом это входит в привычку и он уже не реагирует на замечания и предупреждения.

Есть другой вариант развития событий. Ребенок их вполне благополучной семьи начинает плохо вести себя в школе. Что является причиной? Многие факторы. Дети проходят несколько периодов взросления, каждый переживает их по-разному. В школе они взаимодействуют друг с другом, примеряют разные модели поведения. И достаточно просто завести дружбу с ребенком, чье поведение кажется отличным от ребенка из хорошей семьи, он начинает вести себя также, ведь это интересно, побыть «плохим».

Пути разрешения таких ситуаций

В первую очередь, нужно поговорить со школьным психологом , выявить причины плохого поведения. Дома не менее важно постоянно вести диалог с ребенком, пытаться понять, что его тревожит, ну и учителям относится с особой осторожностью к таким детям. Их ни в коем случае нельзя отделять от класса, ограждать от привычной для них среды. Нужно всего лишь понять, что ребенку интересно и знать мотивы поведения. Если выяснить это, то можно выстроить план работы с ним и определить, как ребенку будет комфортнее. Возможно, нужно частично исключить контакты ребенка с некоторыми из ребят, а может наоборот, сплотить коллектив.

Плохое поведение не появляется само по себе без причин, всегда есть мотив на такое поведение. Очень важно увидеть его проявления как можно раньше, чтобы проще контролировать. Ребенок может привлекать внимание одноклассников порчей имущества или, задираясь, в этом случае нужно поговорить с ребятами класса и объяснить, что делает это ребенок не во вред им, а чтобы его заметили. Как только они впустят его в свой круг общения, очень быстро пройдут его плохие поступки.

Детям нужна любовь, они должны ее получать, иначе искажается душа, и ребенок растет морально неполноценным. Поэтому очень важно родителям при первых проявлениях плохого поведения ребенка просто чаще уделять ему внимание, но не опекать чрезмерно.

В любом случае, нужно помочь ребенку достичь того,к чему он стремится, возможно не очень правильным способом. Можно провести сравнение: если есть боль в организме, значит, что-то не в порядке и человек начинает лечить себя, чтобы боль прошла и вместе с ней прошла причина боли. Так и в случае с ребенком, если он делает то, что противоречит нормальному поведению, то значит, ему чего-то не хватает.

Яблоко от яблони…

Часто учителя и родители ругают ребенка, обвиняют в неумении себя вести, но нужно задуматься, а что делают они для развития ребенка. Часто сами родители не могут понять, что хорошо, а что плохо, поэтому не могут должным образом воспитать чадо.

Для того, чтобы ребенок выполнял требования семьи и школы, нужно его мотивировать, причем не внешне, вроде покупки телефона последней модели за хорошие оценки, а давать внутреннюю мотивацию. Чаще хвалить за успехи, пусть и незначительные, это на сто процентов даст положительный заряд. Нужно объяснять, что важно добиваться в жизни определенных вещей, а главное, своим примером показывать это. Дети очень часто хотят быть похожими на родителей, поэтому им самим нужно задуматься, являются ли они должным примером.

Важно все время говорить ребенку, что он может достигнуть всего, чего захочет, и родители в него верят . Доброе слово иногда действует гораздо эффективнее, чем порицания и наказания. Нужно иметь силы увидеть в своем ребенке успешного независимого человека, каким через некоторое время он станет.

Как часто приходится родителям сталкиваться с жалобами со стороны учителей на своего ребенка в школе. Особенно ставит в тупик ситуация, если дома негативного поведения за ребенком замечено не было. Родителей начинают мучить вопросы, почему ребенок плохо ведет себя в школе, а дома хорошо? Как поговорить с ребенком, что сделать, чтобы изменить его манеру поведения? Как узнать причины?

Причины плохого поведения

Почему ребенок плохо ведет себя в школе, а дома хорошо выяснить тяжело. Иногда родителям приходится прибегать к помощи психологов. Причин плохого поведения много, но каждый случай должен рассматриваться индивидуально.

Учитываются все факторы: возраст ребенка, условия в семье, отношения одноклассников. Но все эти причины выливаются в одну самую главную – ребенок испытывает нехватку чего-либо.

  1. Часто причинами плохого поведения становятся отношения в семье. Дефицит внимания со стороны родителей вызывает агрессию по отношению к окружающим. Дома ребенок ведет себя очень спокойно, он пытается заслужить одобрение, похвалу любыми путями. Кто-то замыкается в себе, но родители не могут распознать во внешнем спокойствии малыша депрессию и угнетенность внутри него. Часто родители не верят учителям, что их ребенок способен так себя вести в школе. Ведь дома они наблюдают совсем иную модель поведения;
  2. Причиной плохого поведения ребенка в школе могут быть проблемы в отношениях с родителями. Если дети растут в чувстве страха перед взрослыми, дома они могут вести себя очень послушно. Но в школе он дает себе возможность расслабиться, и в нем просыпается хулиган. Как только в дневнике появляется замечание, он берет в себя в руки, боясь наказаний. Но только ребенок попадает в школу, оказывается без внимания взрослых, ситуация снова усугубляется;
  3. Часто встречаются ситуации, когда ребенок с хорошим поведением из благополучной семьи начинает дружить с ребенком в классе, у которого всегда было удовлетворительное поведение. И он начинает вести себя также;
  4. Плохое может быть вызвано протестом. Такая ситуация возникает из-за конфликта с учительницей, из-за непонимания в классе. Ребенок может реагировать агрессией, грубостью, непослушанием, отказом выполнять задания учителя;
  5. Помимо агрессивного протеста ребенок может реагировать пассивно. Это выражается в прогулах уроков. Задача учителя вовремя сообщить родителям ребенка об изменении в манере поведения. Если конфликт происходит именно с классным руководителем, может понадобиться помощь психолога;
  6. Ребенок хочет быть лидером, старается всегда находиться в центре внимания;
  7. , он не успевает по программе, негативное поведение на переменах может быть способом развлечь себя. Ему скучно находиться в школе и смех и крики во время урока, бурные игры на переменах скрашивают ему часы, проведенные на занятиях;
  8. У ребенка огромное количество нерастраченной энергии. Но у него нет , и он не посещает никакие кружки и школа единственный способ на показ выставить свою энергию. Посетите с ребенком спортивные секции и выберете, . Выберете то, что нравится ребенку.

Как можно изменить ситуацию?

Прежде чем принимать какие-либо меры, родители должны откровенно поговорить с ребенком. Должна быть установлена истинная причина такого поведения. Методы исправления ситуации будут зависеть от причин:

  1. У ребенка не сложились отношения в коллективе или он в конфликтной ситуации с учителем. Лучшим вариантом решения проблемы будет перевод ребенка в другой класс или смена школы;
  2. Если ребенок ярко выраженный лидер, нужно найти русло, в которое пустить его навыки. Здесь может помочь психолог;
  3. С детьми, у которых отсутствует усидчивость, нужно проводить разговоры, усиленно заниматься, чтобы выработать у них терпение;
  4. Проблема с плохими оценками и успеваемостью решается дополнительными занятиями, регулярной проверкой домашних заданий;
  5. Если плохое поведение вызвано трудностями в семье, пересматривать свое отношение должны родители.

Вопрос психологу

Здравствуйте!Мой ребенок пошел в первый класс.Он всегда был активным ребенком и вот сейчас у нас наступили трудности.Учительница постоянно жалуется на поведение. Говорит что он неадекватно ведет себя на уроках,делает то что он хочет.На пример:идет урок,тишина он может начать петь или скулить.говорит что он не умеет общаться с детьми,что меня очень удивило.Мой ребенок очень легко находит общий язык как со сверстниками так и с более старшими детьми.На что она ответила что это разные вещи,он не адаптирован в социуме.Недавно он собрался и ушел из школы не сказав учителю.Я пришла за ним а он стоит на улице и ждет меня.На вопрос где учитель,скажи ей до свидание,он сказал что они еще не вышли.Через минуту появляется она с квадратными глазами и начинает мне говорить что он ушел без спроса и она его обыскалась,но так и не нашла,хотя он был на улице минут так сорок.Получается она не уследила он ушел,охрана его спокойно выпустила из школы не спросив,куда и с кем.Я стою в шоке от такого.И она мне тут же начинает говорить что он всегда плохо ведет себя на уроках,постоянно с кем то дерется,кроме него замечания никому не делает.Сказала что на продленке он такой не нужен и хотела уже на него написать докладную.Пришли домой я конечно же провела с ним беседу,пришлось и физически наказать,лишила удовольствий,таких как компьютер и хождение к другу.всего у меня трое детей.Подскажите что мне делать.Или учитель не справедлива к ребенку.На следующий день мы не пошли в школу,но учитель даже не позвонила узнать где ребенок,что с ним.А может я его после ее жалоб очень сильно наказала.Конечно это не так,Мы не пошли решили его так наказать.Сказали пока он не исправится его не хотят там видеть.Он был расстроен.Адаптационный период мне сказали 1,5 месяца и вот время прошло а он как был так и остался на одном уровне.Может учитель не компетентна.Муж хочет пообщаться с ней,но я боюсь что к ребенку будет предвзятое отношение в дальнейшем.успеваемость у нас,на мой взгляд нормальная.Конечно он не все успевает на уроках,учитель говорит что он часто летает в облаках.Короче одни претензии,уже страшно за ним идти в школу.Заранее спасибо.

Ответы психологов

Здравствуйте, Елена!

Вероятно, Вы очень обеспокоены и растеряны. Вашему первоклашке сейчас трудно, он попал в новое окружение, в новые обстоятельства. Адаптационный период может растянуться и на полгода, поэтому запасайтесь терпением и снисходительностью. У Вашего юного ученика все обязательно получится, но только при условии, что Вы ему будете помогать и будете его поддерживать. Возможно, у Вашего сына в дошкольном периоде недостаточно развилась произвольность, умение слушать и умение выполнять услышанное, то есть регулировать свое поведение в соответствии с правилами, принятыми в том или ином окружении. В школе есть свои правила, например, внимательно слушать объяснения и делать то, что говорит учитель, сидеть на уроках молча, а если есть необходимость что-то сказать, то поднимать руку, терпеливо дожидаться, когда педагог обратит внимание и даст слово, а потом уже говорить и многие другие. Возможно, что учительница Вашего сына что-то из правил объяснила малодоступно для понимания Вашим ребенком, Вы можете восполнять эти пробелы дома. Только учитывайте, что наказания (физические) и запугивания (тебя не хотят видеть в школе и т. д.) могут еще более осложнить ситуацию, ребенок начнет расстраиваться, злиться, обижаться, бояться, а это приведет к увеличению количества ошибок, которые он, совершает по незнанию и отсутствию соответствующих умений и навыков правильного поведения. А вот лишение развлечений: игры на компьютере, похода в гости - может быть вполне адекватным наказанием. В спокойной и доброжелательной обстановке разъясняйте сыну, что можно делать в школе на уроках и перемене, учитывайте тот момент, что правила - это то, что делать можно , то, что делать правильно , а не то, что нельзя. Для родителей тоже есть свои правила воспитания успешного ученика. И одно из первых: всегда провожать ребенка в школу и встречать из нее только с любовью, добрыми пожеланиями, напутствиями и надеждами, то есть первое - это дать ребенку понять, что он любим и принимаем такой, какой он есть. Если остались вопросы, обращайтесь. Успехов и удачи Вам и Вашему замечательному первоклашке!

С уважением, Овсянникова Светлана, психолог Подольск

Хороший ответ 3 Плохой ответ 0

Как часто можно заметить на улице малышей, которые капризничают, топают ножками, плачут, и родителей, которые из последних сил стараются сохранять спокойствие. Плохое поведение детей — не редкость. И всем взрослым полезно знать, как реагировать на , крик и слезы, чтобы сберечь свои нервы, а также сохранить психическое здоровье ребенка.

Чтобы избежать плохого поведения малыша, родители должны, прежде всего, разобраться в причине детской агрессии. Чаще всего источником всех бед являются ошибки мамы и папы. И лишь изредка дети начинают капризничать, увидев плохой пример на улице или по телевизору. Но в любом случае правильные действия родителей могут спасти ситуацию.

Причины плохого поведения ребенка

Причины плохого поведения различны, но как правило это недостаток внимания со стороны взрослых. Очень часто дети начинают шалить, баловаться, бить окружающих или плакать только для того, чтобы привлечь внимание родителей. Поэтому перед тем, , подумайте, возможно, малыш просто нуждается в общении с Вами, а Вы из-за своего загруженного графика работы вспоминаете о нем только тогда, когда он выходит из-под контроля? В таком случае порицания – не самый лучший способ общения. Постарайтесь уделять сыну или дочери больше внимания, организовывать совместные прогулки, семейные ужины, вместе заниматься творчеством, чаще разговаривать. А вот на плохое поведение ребенка лучше реагировать более прохладно. И тогда желая привлечь Ваше внимание и заслужить Вашу похвалу, малыш начнет вести себя лучше.

Еще одна возможная причина плохого поведения детей кроется в излишней опеке родителей. Нередко мамы и папы пытаются не только сделать за своего ребенка всю работу, но также и навязать ему свое мнение. Уже в возрасте 2-3 лет малыши начинают проявлять самостоятельность. Они буквально отталкивают родителей с криком « Я сам!». И дальнейшее агрессивное поведение детей дошкольного возраста во многом основывается на духе бунтарства и настойчивости в борьбе за свое «Я».

Чтобы избежать истерик и скандалов, родители должны научить ребенка действовать самостоятельно и начать ему доверять. Пусть совсем немного, только в рамках детской комнаты, но малыш должен чувствовать себя абсолютно самостоятельной личностью, ответственной за свои игрушки и за свои вещи. Даже если у него не всегда все получается, лучше пускай неумело убирает в своей комнате, чем в то время, пока Вы убираете за него, носится по всему дому и раскидывает вещи.

Ни в коем случае не критикуйте сына или дочь за ошибки! Сразу настройтесь на то, что их будет очень много. Но не забывайте о том, что постоянная критика и унижения могут негативно сказаться на психике ребенка. Он потеряет уверенность в себе и веру в свои силы. Ваши постоянные упреки могут заставить малыша думать, что у него все равно никогда не получится так же хорошо, как у Вас. И что самое страшное, он даже не будет пытаться выполнять Ваши просьбы. Это спровоцирует новую волну капризов и плохое поведение ребенка в школе.

Позволяйте малышу чаще расслабляться и получать удовольствие от жизни. Не нужно требовать от него успехов по всем предметам. Лучше вместе с ним определите, что ему по душе и занимайтесь дополнительно в одном или нескольких выбранных направлениях. Ребенок, увлеченный любимым делом, никогда не будет капризничать по пустякам.

Еще одна распространенная причина плохого поведения детей – протест. Нередко дети начинают буквально мстить взрослым за обиды, несправедливые наказания, невыполненные обещания, разочарования или даже ревность. И все это выливается в капризы, плачь, крики или открытый бунт. Обязательно определите причину детской агрессии и постарайтесь ее устранить. Никогда не забывайте о своих обещаниях и будьте справедливыми родителями. Не важно, покупаете ли Вы своим детям два дорогих велосипеда или просто делите мороженое. Постарайтесь избежать зависти, и обид в семье. И тогда у Ваших детей не будет поводов для мести, а значит и не будет причин для плохого поведения.

Очень часто дети начинают плохо себя вести из-за того, что они не могут оправдать слишком завышенные требования родителей. Ребенок не может стать чемпионом по боксу или выиграть соревнования по танцам, у него не получается закончить год на «отлично» или получить диплом за школьную олимпиаду. А родители, вместо того, чтобы поддержать ребенка и настроить его на будущий успех, начинают давить и поддевать его, сравнивая с другими детьми. В такой ситуации у многих малышей опускаются руки, они перестают стараться, забрасывают учебу, начинают проводить больше времени с друзьями, которые их понимают и ничего от них не требуют. А ведь до медали по боксу оставалось совсем немного, да и оценки в школе были очень хорошими. Получается, что все испортили сами родители.

Дети очень нуждаются в похвале и поддержке, а для взрослых очень важно вовремя пересматривать свои требования и радоваться любым успехам ребенка. Всегда ищите повод для гордости, старайтесь отмечать даже самые маленькие успехи своего чада. Это сделает его сильным и самоуверенным, а такие дети не капризничают и не хнычут без причин.

Коррекция поведения детей

Коррекция поведения детей основана на определенных принципов, которых должны придерживаться родители, чтобы исправить поведение своего ребенка.

Прежде всего, нужно постараться найти золотую середину между строгостью и полной демократией. Ребенок будет чувствовать себя в безопасности, если родители будут довольно строгими, но понятливыми.

Постоянно анализируйте поведение сына или дочери. Это позволит Вам предупреждать кризисные ситуации еще до их наступления.

Определите для себя наиболее типичные ситуации, в которых малыш начинает капризничать, и выработайте стратегию, как с этим бороться. Постоянство и терпение очень важны в воспитании.

Занимайте ребенка играми, упражнениями или работой по дому. И тогда Вы избежите ситуаций, когда малыш балуется просто так от скуки.

Сразу реагируйте на нежелательное поведение ребенка. Старайтесь сохранять спокойствие, просто разговаривайте с малышом и объясняйте ему причину Вашей негативной реакции. Но всегда строго пресекайте действия, представляющие опасность для его жизни и здоровья.

Никогда не критикуйте ребенка лично. Осуждать можно только поступки, но никак не людей. Малыш должен знать, что в любой ситуации он остается для Вас самым лучшим и самым любимым.

С точки зрения родителей и учителей ребенок в школе часто ведет себя «неправильно»: конфликты со сверстниками, вызывающее и грубое отношение к педагогам, срыв уроков и т.д.

Когда поведение ребенка выходит из-под контроля взрослых, это может привести к угрозе для жизни и здоровья школьника, создать проблемы с законом. Почему ребенок ведет себя плохо в учебном заведении? Что с этим делать? Как реагировать?

«Невроз школьника» или каприз?

Когда гиперопекаемый, неприученный к самостоятельности малыш идет в школу, у него формируется эмоциональная и практическая независимость от родителей. Иногда это происходит очень болезненно, вплоть до нервного расстройства.

Другая крайность – дефицит внимания и любви со стороны родителей с младенческих лет. В школьном возрасте это выливается в недоверие к окружающим и агрессию.

Капризы говорят лишь о сиюминутном желании ребенка добиться внимания или вытянуть из родителей желаемое во что бы то ни стало. Как правило, они быстро проходят и при простом, спокойном объяснении истерики не повторяются.

При доверительных отношениях в семье, родители (обычно мама) сразу почувствуют: чадо капризничает или у него что-то случилось. Внимательное отношение к детям помогает предупредить плохие поступки в школе.

Причины плохого поведения ребенка в школе

Родители должны понять, что не бывает все гладко, без конфликтов – ребенок растет, у него вырабатывается свое мироощущение, появляются свои интересы, новые авторитеты. Понимание того, что позволено не все, что иногда нужно подчиняться правилам, соблюдать определенные нормы – через такие «ломки» происходит взросление и становление личности ребенка. А выражается это через конфликт и «неправильное» поведение.

Основные причины плохого поведения в школе:

  • Потребности, которые не учитывают педагоги: физическая активность детей, интересный урок, индивидуальные особенности каждого ребенка;
  • Ссоры и напряженная обстановка в семье;
  • Хронический недостаток сна вызывает раздражение, приводит к нестабильному эмоциональному состоянию;
  • Защитная реакция на грубость со стороны сверстников и учителей;
  • Чувство мести за обиду, направленное на родителей, одноклассников или педагогов;
  • Желание самоутвердиться, «восстать» против диктаторства и опеки родителей;
  • Заниженная самооценка может выражаться в грубом поведении («мне все равно»);
  • Гиперактивность ребенка;
  • Гормональные изменения в подростковом возрасте могут вызвать приступы раздражения, агрессии;
  • Психические заболевания. Встречаются очень редко, поэтому не торопитесь ставить на ребенке диагнозы.

Что делать, чтобы не «потерять» ребенка?

Самое важное в воспитании ребенка – любить его, видеть в нем личность, прислушиваться к его мнению. Дружеские, доверительные отношения в семье не приведут к плохому поведению в школе.

Диктаторская позиция родителей (крики, унижения и оскорбления) озлобляет подростка, вызывает агрессию, вынуждает юлить и обманывать. Спокойная, дружеская беседа, участие в школьной жизни ребенка помогут понять плохое поведение и решить проблему, возможно, с привлечением педагогов и психолога.