Художник Михаил Шибанов: биография и картины. В порядке общей очереди Несколько интересных сочинений

Автор: Шибанов М.

Картина крепостного художника М. Шибанова "Празднование свадебного договора" занимает видное место в развитии русской жанровой картины XVIII века.

На обратной стороне картины сохранилась авторская надпись, поясняющая выбранный Шибановым сюжет:
"Картина представляющая суздальской провинцы крестьянъ. празднество свадебного договору, писалъ в той же провинцы вселЪ татарове в. 1777. году. Михаилъ Шибанов".
О сущности этого празднества мы узнаем из старинных описаний русского крестьянского быта: "Сговор состоит в обменивании колец и в небольших подарках. Жених приезжает смотреть

невесту. Сговор сей бывает свят и нерушим".
Этот торжественный момент в жизни крестьянской семьи и показан в картине Шибанова.
Действие происходит в избе, принадлежащей родителям невесты. В самом центре композиции помещена невеста, одетая в богатый национальный наряд. На ней застегнутая доверху полотняная рубашка, парчовый белый сарафан, вышитый цветами, и поверх него парчовая золотая с красным шитьем душегрея. На голове - девичий убор, состоящий из золотой расшитой повязки, и фата. Шея украшена жемчугом, на грудь спускается ожерелье из крупных каменьев, в ушах серьги. Рядом с невестой - жених в нарядном голубом кафтане, из-под которого видны зеленоватое полукафтанье и розовая вышитая рубаха.
Справа, позади невесты, теснятся приглашенные. Они тоже богато одеты: женщины в сарафанах и кокошниках, мужчины в длинных суконных зипунах. Шибанов проявил большое композиционное умение, ритмически расположив фигуры участников празднества и объединив их общим движением. Группа приглашенных замыкается фигурой молодого мужчины, широким жестом указывающего на жениха и невесту. Строгое ритмическое построение ни в какой мере не исключает ни живой естественности поз, ни их разнообразия.
В левой части картины - стол, покрытый белой скатертью и уставленный всевозможной снедью. За столом - четыре крестьянина, по-видимому, отец невесты и ее старшие братья. Один из них привстал и обращается с речью к жениху и невесте. Фигура этого крестьянина, слегка наклоненная, с протянутой вперед рукой, необходима художнику для того, чтобы связать между собой две разобщенные группы действующих лиц.
Свет в картине ярко выделяет центральную группу (жениха и невесту) и постепенно рассеивается в правой половине композиции; вся левая часть ее затенена, и только на лицах мерцают слабые блики. Этим приемом художник добился того, что внимание зрителей сосредоточивается на основных персонажах.
С уверенным и безупречным мастерством написаны ткани одежд. Их цвет и фактура переданы с такой точностью, которая позволяет распознать даже сорт материи. Этнографическая верность праздничных крестьянских костюмов Суздальской провинции, то есть Подмосковья, подтверждается сохранившимися до наших дней образцами. Но для Шибанова имела значение не только точность, но и художественность изображения. Цветовое разнообразие одежд приведено в картине к тонкой колористической гамме, к декоративному единству, хорошо передающему ощущение праздничности и торжественности совершающегося обряда.
Подчеркнутое внимание к внешней, обстановочной стороне сцены, продиктованное безукоризненным знанием крестьянского быта, отнюдь не отвлекло Шибанова от главной художественной задачи - создания правдивых и жизненных образов.
Реалистическое мастерство Шибанова вдохновлено глубокой и подлинной любовью к народу. Художник любуется своими героями, раскрывая в них типические черты русского характера - мужество и душевное благородство, сознание собственного достоинства, светлый оптимистический взгляд на жизнь. Характеристики Шибанова выразительны и метки. Особенно привлекателен образ жениха, молодого крестьянского парня, с любовью глядящего на невесту. В его мужественной красоте нет ничего кричащего, вызывающего, весь его облик отмечен проникновенной серьезностью и величавым спокойствием.
С большой тонкостью раскрывается центральная психологическая тема картины - душевные переживания невесты. Лицо ее бледно, поза кажется несвободной и не совсем естественной; но за этой внешней принужденностью чувствуется глубокое внутреннее напряжение, едва сдерживаемое волнение, вполне понятное у крестьянской девушки, вступающей в новую жизнь.
Подлинной поэзией овеяны старческие образы, созданные Шибановым. С большой художественной силой написана величественная голова седого крестьянина, отца невесты. Примечателен по своей выразительности и жизненной правде образ старой крестьянки в правой части композиции. Это, бесспорно, один из самых глубоких и вместе с тем демократических образов в русском искусстве XVIII века. Дарование портретиста-психолога, с такой силой раскрывшееся в позднейшем творчестве Шибанова, отчетливо проявляется уже здесь.
Но наряду с чертами острого и проникновенного реализма, в "Празднестве свадебного договора", несомненно, присутствуют и черты идеализации крестьянского быта. Они находят свое воплощение в декоративном строе самой композиции, в подчеркивании элементов торжественности и праздничности, пронизывающих всю картину Шибанова.

Шибанов выступил как смелый новатор, прокладывающий пути искусства в никем еще не затронутой области. Русский крестьянин стал героем художественного произведения впервые именно в творчестве Шибанова. Лучшие традиции крестьянского бытового жанра, впоследствии широко развитые в русской реалистической живописи XIX века, восходят к "Празднеству свадебного договора" и "Крестьянскому обеду" .

Сочинение по картине

Передо мной репродукция картины Михаила Шибанова «празднество свадебного договора», написанной им в 1777 году. Сейчас эта картина находится в Третьяковской Галерее. На этой картине автор изобразил старинный обряд свадебного сговора, одно из важнейших событий в жизни крестьянина. Впервые в отечественном изобразительном искусстве крестьяне были изображены не как вторичные персонажи, а как герои центрального сюжета картины.

На картине мы видим празднование внутри избы. Как тогда было принято, родственники жениха, и родственники невесты сидят в разных углах комнаты. Слева изображены сват и родственники жениха. Справа – родственники невесты. Мы можем видеть улыбающуюся старушку, держащую руки у груди – наверняка это мать невесты. По ее позе мы понимаем, что она очень взволнована. В центре картины мы видим невесту, и бережно держащего ее за руку жениха. Невеста одета в серебристый узорчатый сарафан и золотистую с красными цветами душегрею. На голове у нее длинная фата из коновата. Жених одет в зеленоватый полукафтан с пуговицами. Поверх него – голубоватый кафтан. Сват жениха придвинулся к нему, и что – то говорит. Позади невесты стоят деревенские красавицы в кокошниках.

Сват одет в красный суконный зипун. Около него сидит загулявший крестьянин с кружкой в руках. На столе, между женихом и невестой лежат различные кушанья, приготовленные для праздничного обеда.

Отношение Михаила Шибанова к крестьянам на его картине вовсе не негативно. Художник знает их и относится к ним уважительно, они ему симпатичны. Это потому, что (как известно из его биографии) он сам был крепостным крестьянином до 1783 года, и прекрасно знает их традиции, нравы и обряды. И заметьте, эта картина написана им в годы, когда крестьян никто не изображал.

Когда их считали чернью. Всего Михаил Шибанов написал две картины подобного содержания: эту, и «Крестьянский обед» (1774).

Мне картина Михаила Шибанова «празднество свадебного договора» понравилась, так как на ней изображен очень интересный для меня сюжет – я никогда не знал о существовании этого старинного обряда.

Сведенья о творчестве, а тем менее о жизни Михаила Шибанова очень бедны. Неизвестны ни дата его рождения, ни происхождение, ни место учебы. Единственный факт, это то, что он выполнял частные заказы. Есть предположение, что он писал иконостасы, а также известны некоторые его работы XVIII века. На этих работах автор изображал жизнь простых крестьян. Они уникальны для своего времени именно по тематике изображения. В те времена крестьян никто не рисовал. К таким картинам относится его полотно «Празднование свадебного договора».

Эта картина заняла почетное место в развитии русского жанра XVIII века. С другой стороны картины была сохранена авторская надпись, которая рассказывала о том, почему именно автор выбрал такой сюжет. О сам праздновании можно узнать из старинных описанный крестьянского быта. Суть состоит в том, что жених, должен приехать и посмотреть на невесту. Они обмениваются кольцами и небольшими подарками. И если все обо все договорились, и все всем понравилось, то нарушить это договор никто не имел права, так как он был «свят и нерушим». Именно этот торжественный момент и показал нам Михаил Шибанов в своем воспроизведении.

На картине, в самом центре, мы видим очень торжественно одетую невесту. Она как статуя стоит среди людей, которые внимательно ее рассматривают. Одета она в цветастый сарафан, светлого цвета. Голову покрывает расшитый золотой ниткой убор и фата. На шее красуется жемчуг. Рядом с невестой мы видим соответственно одетого жениха. На нем нарядный кафтан. Голова прикрыта шляпой темного цвета. Вокруг них собраны много народу. Они тоже в нарядных одеяниях. На мужчинах длинные суконные зипуны, а женщины в шикарных сарафанах и кокошниках. С другой стороны картины, видно стол и четырех мужчин. По всей видимости, это родные невесты: отец и братья. Они любезно приглашают всех к столу. И если бы не предисловие к картине, то на первый взгляд и не скажешь, что это простые крестьяне.

Сочинение по картине М. Шибанова «Празднество свадебного договора»

Сведений о жизни Михаила Шибанова, русского художника, жившего во второй половине XVIII в., сохранилось крайне мало. Неизвестны ни год его рождения, ни отчество. Известно, что он происходил из крепостных крестьян, в 1783 г. получил вольную. Имеются документы, в которых Шибанов именуется «живописцем его светлости» графа Григория Алексан­дровича Потёмкина, фаворита императрицы Екатери­ны II. Также известно, что художник писал иконы для церквей в южных городах России - возможно, туда его взял с собой Потёмкин. Кроме того, Шибанов пи­сал для частных заказчиков в Москве и Петербурге. До наших дней дошло несколько картин, по отно­шению к которым авторство Шибанова не вызывает сомнений. Это несколько портретов современников, в том числе Екатерины II, и две жанровые картины из крестьянского быта - «Крестьянский обед» и «Празд­нество свадебного договора». Тематика этих картин для своего времени уникальна - тогда крестьян не принято было изображать на полотне.

Самое позднее сохранившееся свидетельство о жиз­ни Шибанова относится к 1789 г. Это просьба ху­дожника в канцелярию Екатерины II о назначении ему жалования. Каких-либо данных об ответе не сохранилось.

На картине «Празднество свадебного договора» изображён сговор двух семей о свадьбе их детей. В старину решения о браке детей принимали роди­тели. Дети должны были лишь следовать их воле. Сговор - это окончательная договорённость, и рас­торгнуть её было почти так же невозможно, как и брак. Сговор происходил в доме родителей невесты, на нём определялось время венчания, обсуждалось приданое невесты, количество гостей и тому подобные моменты. Когда отцы заключали соглашение, приглашали неве­сту, и мать подводила её к жениху со словами: «Вот тебе суженая-ряженая, прошу любить да жаловать». После этого молодые люди должны были взяться за руки, тем самым скрепляя договор родителей.

Именно этот момент и запечатлел художник. Фи­гуры жениха и невесты занимают центральное место на картине. И если жениха частично заслоняет от зрителя стол, то невеста изображена во весь рост, что позволяет без помех полюбоваться её нарядом. Жених держит невесту за руку и нежно смотрит на неё - сразу понятно, что девушка ему понрави­лась. Невеста скромно опустила глаза, как и было положено девушке в те времена. Женщина за спиной невесты - вероятно, её мать, которая, согласно обы­чаю, подвела дочь к жениху. Невеста в левой руке держит платок - может быть, чтобы вытирать слёзы, которые полагалось проливать, прощаясь с девичьей «волюшкой».

В левой части картины, под образами в красном углу, сидят сваты и отцы жениха и невесты. Один из сватов поднялся с места и широким жестом при­глашает молодых людей сесть рядом с родителями - теперь, когда обо всём договорились, начнётся пир, и будущие супруги тоже должны в нем участвовать. На столе уже стоит угощение, в том числе и тра­диционный круглый каравай в центре. Этот каравай должны разломить надвое в знак того, что договор совершился.

Кроме непосредственных участников сговора - родителей, сватов и жениха с невестой - в комнате ещё много людей. Все они изображены в правой части картины, там же, где виден вход. Кто-то сидит - вероятно, наиболее почётные гостим, может быть, близкие родственники - большинство же стоит, с лю­бопытством глядя на происходящее. Это люди разного возраста - молодые и старые, в самом низу в правом углу изображён маленький ребёнок. В старину сговор был событием почти столь же крупным, как и сама свадьба, и праздновали его широко, приглашали не только близких родственников, но и соседей, если достаток позволял, то и всё село. А о том, что се­мья невесты имеет достаток, нетрудно догадаться по наряду девушки. Художник старательно выписал за­тейливые узоры, игра света говорит о том, что одежда невесты сшита из парчи. На шее у девушки ожерелье, в ушах серьги, из-под подола платья выглядывают носки красных сапожек. Мать девушки тоже богато одета, её головной убор украшен жемчугом, в ушах у неё серьги.

Художник старательно изобразил головные уборы присутствующих на сговоре женщин, и это неслучай­но. В старину головной убор мог многое рассказать о женщине. Головной убор замужних женщин отли­чался от головного убора девушки.

Действие происходит внутри крестьянской избы. В интерьере нет ничего особенно примечательного: тёмные стены, иконы в углу, под ними стол и лавки. Зато живо показаны разнородные чувства, охватив­шие присутствующих. Рядом с. невестой и её матерью старушка в клетчатом платке опустилась на коле­ни, молитвенно сложив руки и глядя на иконы. По обычаю сговора, после достижения соглашения пола­галось помолиться всем вместе. Но остальные пока с этим не торопятся. Мужчина в красном кафтане, сидящий спиной к зрителю на стуле - вероятно, по­чётный гость - о чем-то оживлённо переговаривается с сидящей рядом молодой женщиной в кокошнике. Наверное, это его жена. Мужчина, изображённый с краю в левой части картины, держит на коленях бутылку с вином и кружку. Выражение лица у него радостно-умиротворённое, он явно доволен, всё полу­чилось, как он хотел. По-видимому, это отец кого-то из молодых людей, которым вскоре предстоит стать супругами.

Атмосфера праздничности, торжественности на картине в немалой степени достигается благодаря жи­вым, ярким краскам. Нарядная одежда большинства присутствующих составляет контраст с потемневши­ми стенами избы. Основные цвета в картине - корич­невый, чёрный, красный, различные оттенки зелёного. Коричневый - это фон, стены помещения и мебель, а также кафтан крайнего слева мужчины. Это цвето­вое единство словно намекает, кто хозяин этого дома и, соответственно, отец невесты. Красный цвет - это кафтаны гостя на переднем плане и одного из сватов. Красный присутствует и на душегрейке невесты: крас­ные цветы в узоре сплетаются с чёрными листьями. На девушке красные сапожки, хотя и не столь яркие. На мужчинах чёрные сапоги, сарафан и головной убор матери невесты тоже тёмные, практически чёрные. Чёрными прямоугольниками выделяются на стене ико­ны. В одежде жениха преобладают зеленовато-серый и травянисто-зелёный цвета. Подол платья невесты зеленовато-золотистый, выглядит слегка тускловатым - вероятно, из-за недостатка освещения в избе.

Картина насыщена не только действием, но и живо передаёт чувства, переживаемые его участниками. Ху­дожнику удалось показать не только торжественность момента, но также колорит эпохи, её дух.

Здесь искали:

  • сочинение по картине празднество свадебного договора
  • сочинение по картине Шибанова Празднество свадебного договора
  • сочинение празднество свадебного договора